ФСБ рассекретила документы об испытаниях биооружия Японии на гражданах СССР

ФСБ России рассекретила документы с фамилиями советских военнопленных, которых японские спецслужбы в годы Второй мировой войны под пытками не смогли заставить работать против СССР и в 1945 году отправили на смерть в специальный отряд 731-й Квантунской армии, где на них испытывали бактериологическое оружие.

Среди архивных документов, включая трофейные, с которыми ознакомилось РИА Новости, – протоколы допросов начальника концлагеря "Хогоин" Иосио Иидзимы и его заместителя Кендзи Ямагиси, допросы проводились в 1948-1949 годах в ходе подготовки к Хабаровскому процессу.

В 1930-1945 годах в японском плену оказались несколько тысяч граждан СССР. В их числе советские военнослужащие, считавшиеся пропавшими без вести в ходе боев на озере Хасан в 1938 году и реке Халхин-Гол в 1939 году, кроме того, японцы выкрадывали людей прямо на территории Советского Союза. Многих советских граждан, оказавшихся в Маньчжурии, поместили в концлагерь "Хогоин" ("Приют") в районе Харбина. Узников лагеря отправляли на опыты в находящийся неподалеку отряд 731, которым командовал генерал-лейтенант Сиро Исии.

На допросе в июне 1948 года начальник концлагеря Иидзима рассказал, что лагерь был рассчитан на 150 человек, и в нем содержали исключительно русских мужчин. Среди них, в частности, были случайно приземлившиеся на подконтрольных Токио территориях на севере Китая советские летчики, гражданские советские лица, захваченные японцами на границе.

Как показал на допросе в январе 1948 года заместитель начальника концлагеря "Хогоин" Кендзи Ямагиси, основной задачей лагеря было получение от пленных информации об военных и экономических возможностях Советского Союза, политической ситуации в стране. При этом к советским гражданам применялись всевозможные пытки.
"Непокорные нашим японским интересам советские военнослужащие, содержавшиеся в лагере "Хогоин", физически нами истреблялись, причем такое истребление осуществлялось в 731-м химическом диверсионном отряде, в котором над обреченными к смерти советскими людьми предварительно производились различные опыты в целях испытания действия новых химических отравляющих веществ и бактериологических средств", — говорил Ямагиси.

Иидзима заявлял, что всего им было отправлено на смерть в 731-й отряд около 40 человек. Решение об отправке каждого советского пленного утверждали в Японской военной миссии в Харбине по представлению Иидзимы. Организацией отправки пленных в 731-й отряд занимался лично его заместитель Ямагиси, уточнял глава лагеря.

Ямагиси на допросе в октябре 1949 года вспомнил нескольких советских граждан, переданных из "Хогоина" на гибель в отряд 731.

"Солдат Советской Армии Демченко, который в категорической форме отказался давать какие-либо сведения о Советском Союзе. С моего разрешения к нему применялись меры физического воздействия, его следователи подвергали пытке, подвешивая его за руки, за ноги к балке. Демченко все же показания не давал. Тогда я решил его физически уничтожить и с этой целью отправил его в 731-й отряд", - говорил Ямагиси.

Кроме того, на физическое уничтожение за антияпонскую агитацию отправили офицера Игнатова, за попытку побега - советских граждан Канева, Перебоева и Романченко, а также вскоре пойманного после удачной попытки побега офицера Кузеванова.

Ямасаги также отметил, что давал приказания направлять людей в 731-й отряд без их личных вещей, так как одежду и военную форму советских военнопленных использовали для обмундирования отправленных на территорию СССР японских разведчиков.