Abrams М1А1: украинские перспективы
Борис Джерелиевский

Abrams М1А1: украинские перспективы

Американские танки до ЛБС не доедут

На прошлой неделе в СМИ появилась информация о том, что Пентагон продлил программу обучения украинских боевиков управлению танками M1A1 Abrams, поскольку был сделан вывод, что уровень подготовки украинских экипажей оказался недостаточным. Также указывается, что немаловажную роль в принятии решения сыграли отсутствие успеха в наступлении ВСУ и большие потери западной бронетехники.

То есть, ожидаемые уже в этом месяце поставки американских ОБТ отодвигается на неопределенное время. Между тем, одним из самых критических вопросов ВСУ является нехватка тяжелой бронетехники, количество которой у самого НАТО ограничено.

Воодушевленные крушением СССР и опытом колониальных войн западные военные решили, что танки, дорогие и во всех смыслах затратные, им больше не нужны. И в большинстве ведущих стран Запада их производство, а также разработка новых образцов были свернуты. Продолжалась лишь модернизация старых машин 80-х годов ХХ столетия.

Война на Украине показала, что танк похоронили слишком рано и без него на поле боя не обойтись. И так как танковый парк Украины, а заодно и все машины советского стандарта стран-бывших членов Варшавского договора были в течение года в основном выбиты, встал вопрос о поставках бандеровцам ОБТ западных образцов, потому как оставить их без танков вовсе было никак не возможно. С помощью различных ухищрений Берлин сделали основным донором танков для нацистов – «Леопард-2» стал главным западным танком, применяемым ВСУ. Но после того, как немало этих машин было уничтожено, а часть затрофеена, желающих поставлять броню бандеровцам не прибавилось.

Так как война продолжается, а Запад не намерен пока сдавать нацистский режим, тема обеспечения ВСУ тяжелой бронетехникой стоит со всей остротой. Причем все страны-участники НАТО смотрят на США не только как на лидера альянса, но и как на крупнейшую танковую державу западного блока, обладающую самым большим количеством танков. Надо сказать, что и в «разводке» немцев на поставку «Леопардов-2» важную роль сыграло обещание также поставить нацистам ОБТ «Abrams», которое американцы пока так и не выполнили. Но что же из себя представляет американский танк, и как его появление в бою может повлиять на фронтовую обстановку?

Скорее всего – никак. В пользу этого говорит объем той партии, которая может быть поставлена – 31 машина. Кроме того, М1А1 «Abrams» – это достаточно старая модификация, возможности которой в современном бою, по мнению специалистов, не слишком велики.

Да и вообще, этот ОБТ – неоднозначная машина, для создания которой использованы достаточно спорные технические решения, о чем, в частности, свидетельствует не слишком высокая популярность этих машин на мировом рынке.

Так, например, гораздо более старый, но куда более надежный и продуманный танк М-60 до сих пор используют 16 стран, в том числе участники НАТО, а всего их закупало 22 государства.

М1А1 «Abrams» состоит на вооружении и должен быть принят на вооружение всего 8 странами, из которых член НАТО – только Польша. Может быть, просто американцы не продают свои «Abrams», которые представляют как апогей танкостроения, абы кому? Но в реальности все наоборот – они энергично их предлагали повсюду, но не сумели навязать даже союзникам по НАТО и даже в годы холодной войны. Европейцы предпочитали немецкие «Леопарды» или, как французы и англичане, танки собственного производства.

Первым, кому они сумели их продать, стал Египет, который в 1988 году согласился на их покупку только при условии, что будет впоследствии собирать эту технику у себя. Да и то бытует мнение, что после этого контракта к личному состоянию Хосни Мубарака добавилось несколько нулей.

Да и все последующие контракты с другими странами также больше напоминали достижения лоббистов, чем действительно высокую оценку этих машин.

Так Саудовская Аравия купила крупную партию этих танков после убийства журналиста Хашогги, и сам этот контракт воспринимался как разрыв политической блокады Эр-Рияда. Ирак стал оператором М1А1 в тот самый момент, когда его власти полностью зависели от США. Но лишь только страна обрела чуть больше субъектности, как сразу же заключила контракт на покупку Т-90. Марокко заказало партию «Абрамсов» после того, как Вашингтон признал за ней Западную Сахару, а Кувейт – после освобождения от войск Саддама Хусейна. Австралия подписала контракт сразу же после создания блока AUKUS. Причины того, что эти танки заказали Тайвань и Польша, тоже понятны. Впрочем, Варшава намерена сделать основой своего танкового парка все же южнокорейский ОБТ К-2 «Черная пантера».

ВСУ получат (если получат) не самую старую модификацию «Абрамса», а М1А1, то есть с уже 120-мм орудием. Но, собственно, дело не только в этом. Хотя М1А1 – танк уже старенький и по ряду параметров «сливает» тому же «Леопарду 2А4», он все равно поновее, скажем, Т-64, составлявших до недавнего времени основу танковых войск ВСУ. Вопрос ещё и в слишком специфическом устройстве «американца».

Прежде всёго, это его силовая установка - прожорливый 1500-литровый газотурбинный двигатель, работающий на сверхчистом авиационном керосине. За час работы на пересеченной местности он «съедает» 200 литров горючего. То есть подразделения «Abrams» должны сопровождать колонны наливников с горючим. Если танк попадает под сильный дождь, а экипаж не успевает закрыть вентиляционные отверстия трансмиссии брезентом, двигатель клинит. Его, правда, можно довольно быстро заменить, но только в условиях бригадной мастерской и при наличии запасных движков, что для Украины едва ли подойдет. Никто под 31 танк ремонтную базу создавать не станет. То есть, если вопрос будет стоять о чем-то более серьезном, чем замена масла или починка трака, «Абрамс» придется везти, как минимум, в Польшу.

Все эти обстоятельства, а самое главное, потому что у Вашингтона есть еще коммерческие надежды на эти танки (продать их союзникам по НАТО вместо «Леопардов-2»), можно ожидать, что даже если они и попадут на Украину, то на фронт их, скорее всего, не отправят. Покатаются по Яворовскому полигону, попозируют возле них, этим дело и закончится. Зато потом Вашингтон станет утверждать, что его танки, в отличие от немецких, прекрасно показали себя на Украине, ни один даже поврежден не был.