Джидда – победа Юга
Борис Джерелиевский

Джидда – победа Юга

Украинский конфликт вывел на международное поле нового игрока

Саммит в Саудовской Аравии завершился без совместного заявления стран-участников. Это указывает на то, что согласия между ними ни по одному вопросу достигнуто не было. Единственно, о чем договорились, так это о том, что саудиты представят план обсуждения в рабочих группах вопросов глобальной продовольственной безопасности, ядерной безопасности и обмена пленными.

Напомним, что киевские и западные пропагандисты уверяли, что саммит в Джидде должен перетянуть глобальный Юг на их сторону и убедить его поддержать «формулу мира Зеленского», что должно способствовать международной изоляции России.

Однако Саудовская Аравия еще на стадии формирования повестки мероприятия вообще сняла с обсуждения «формулу Зеленского», и такие ее центральные пункты, как вывод российских войск из новых областей России или репарации нацистскому режиму, вообще не поднимались на встрече. А представители Киева (вот удивительно!) на этом и не настаивали.

Иными словами, саммит для Киева окончился ничем. И это понятно и ожидаемо. Киеву, который в настоящий момент практически не имеет ресурсов, собственной экономики, финансов и даже субъектной политики, нечего предложить собравшимся там странам и заинтересовать их тоже нечем.

Была попытка сделать сенсацию из участия во встрече представителя КНР по Евразии Ли Хуэя, однако он обозначил позицию своей державы как «ответственную и нейтральную» и дал понять, что Пекин не намерен отступать от своего мирного плана, хотя понимает, что время для его принятия еще не пришло. Кроме того, ряд экспертов отметили, что присутствие представителя Китая было обусловлено и тем, что Поднебесная стремилась в Джидде обозначить позицию России.

Но в реальности, конечно, Китай, как и всегда, проводил только свою линию (которая в данном случае во многом совпадает с нашей), обозначал и отстаивал только свою позицию, которая заключается в следующем: «Победа Китая - победа глобального Юга». И на саммите эта победа заключалась в фиксация де-факто новых территорий РФ.

Китайское издание Global Times указало, что подавляющее большинство приглашенных стран «отвергают саму концепцию выбора сторон, изображая войну как состязание между мировыми державами». Но это справедливо лишь отчасти. Действительно, большинство стран Юга приехало на это, казалось бы, бессмысленное мероприятие, не столько для того, чтобы поддержать Россию, сколько для того, чтобы дать бой коллективному Западу, чья победа категорически нежелательна для него.

Действительно, после начала украинского кризиса глобальный Юг выступает как единая сила с вполне четкими амбициями на «построение более справедливого и разумного международного порядка». Конфликт России и Запада не только повысил удельный вес стран Юга в международной политике, но обеспечил им пространство для маневра и рост политического влияния.

Тот факт, что глобальный Юг не поддался давлению коллективного Запада и не присоединился к санкциям и антироссийской кампании, означает его выход из-под контроля США и превращение в самостоятельного игрока.

И площадки, подобные Копенгагену или Джидде, необходимы южанам для закрепления и развития этой тенденции.