«Праведник». Какое кино нам нужно
Артём Ольхин

«Праведник». Какое кино нам нужно

Война: на экране и в наших городах

Начать хочется с хорошего. В текущем календарном году первые два месяца в отечественной массовой культуре отмечены тем фактом, что в каждый из них выходили громкие экранизации, которые по очень многим параметрам можно назвать правильными. В январе кинотеатры России наблюдали плотные очереди из детей и взрослых, желавших посмотреть «Чебурашку». За вычетом нескольких логических сбоев это хороший, добрый семейный фильм. А в феврале коммерческий успех закрепила и преумножила работа Сергея Урсуляка «Праведник». Это кино совсем другого формата, но очень сильное и нужное. Именно поэтому и возникают вопросы: как должна в принципе сейчас развиваться культура и какой кинематограф нам нужен.

Сюжет фильма прост. Офицер-красноармеец, бежавший из немецкого плена, присоединяется к партизанскому движению. Командование ставит перед ним непростую задачу – нужно вывести за линию фронта сбежавших от нацистского преследования евреев, и Николай Киселёв, мужественный и находчивый командир, находит возможность выполнить этот приказ.

Не хочется пересказывать сюжет картины, дабы не лишать удовольствия от просмотра тех, кто фильм ещё не видел. А он стоит того, чтобы его смотреть и пересматривать. Во-первых, потому, что речь идёт о реально жившем нашем соотечественнике и о абсолютно реальном подвиге. Во-вторых, в «Праведнике» очень много сильных моментов, тонко перекликающихся с современностью. Чего стоят хотя бы каратели-бандеровцы, берущие мзду с евреев за выход из гетто. Прямо как сейчас на украинской границе – заплатил, и езжай себе спокойно без призыва в армию. Эта картина вообще изобилует огромным количеством интересных перекличек и намеков, адресованных Израилю, Германии и всем европейским участникам кровавых событий, развернувшихся сначала в Донбассе, а теперь затронувших уже всю Россию. И вот тут на первый план выходят вопросы технологии.

Помните, как несколько лет назад все выпуски новостей трубили о русских фигуристах? Что это чуть ли не инструмент «мягкой силы» России в международной политике. Теперь мы об этом молчим, потому что не только фигуристам, но и большей части русских спортсменов на серьезные международные соревнования хода нет. В случае с кинематографом не будет потрясания пробирками с порошком или ампулами с мельдонием, но технология «закрытых дверей» будет та же. А нам НУЖНО, чтобы этот фильм посмотрели в странах Европы и в США. Потому что там достаточное количество думающих людей, сомневающихся в правильности курса Вашингтона и Брюсселя. Они могли бы стать нашими союзниками или, как минимум, начать задавать своим властям неудобные вопросы, именно для этого и нужна сила искусства. Так что же делать в этой ситуации?

Пока есть уверенность только в том, что фильм будет широко показан в Израиле. Он, по большому счёту, и адресован представителям этого древнего народа. Но как достучаться до иностранного зрителя, который не имеет отношения к еврейской культуре? По большому счёту выход в том, чтобы сделать качественные переводы фильма на английский, испанский и португальский (на этих языках говорит вся Латинская Америка), немецкий и другие языки. И методично, изо дня в день, продвигать этот фильм в социальных сетях и сетевых ресурсах, востребованных в странах Запада, точно так же, как они нам достаточно агрессивно задвигают свою больную информационную дрянь напрямую или через дудеобразных «лидеров общественного мнения». И по-хорошему в этот технологический процесс нужно вложить не меньше, чем в съемки самого фильма. Это было бы правильно и эффективно.

Но сложно представить себе реальность работы такой схемы сегодня, когда мы воюем с укропами, вооруженными странами Запада, а в кинотеатрах смотрим фильмы со Стейтемом и мультики о приведении Каспере. «Кинотеатрам нужно зарабатывать деньги», - скажет читатель. Возможно. А что нужно зарабатывать федеральным телеканалам, которые в вечерний прайм показывают фильм о фабрично-заводских шашнях? В первую неделю Великого Поста, между прочим.

Всё это написано не для того, чтобы пробудить мысль: «Куда мы катимся?». Мы уже, наоборот, просыпаемся потихоньку, бывали и похуже годы, когда общественный сон разума пачками рождал «моргенштернов». Но если мы хотим не только вспоминать о победах в годы Великой Отечественной, но и победить в текущей войне, то подходы и к культуре, и к технологиям её продвижения нужно пересматривать. Чтобы не было потом обидно.

И сделать это может в том числе каждый из нас, как минимум, на уровне своей семьи и своего дома. Ведь пульт от ТВ и клавиатура находятся в нашем управлении. То есть выбирать, что смотреть самим и что показывать тем, кого мы воспитываем, мы можем. Ведь правда?

Кстати, в Донецке, когда мы сидели в зале кинотеатра и смотрели «Праведник», рядом со мной почти весь фильм не мог успокоиться, плакал вполне себе взрослый и уравновешенный с виду мужчина. А после окончания фильма оказалось, что пять минут назад в квартале от кинотеатра был прилёт – целый пакет из «Града». Как будто специально для того, чтобы подчеркнуть, что война не только в кино. Она идёт сегодня в наших городах.