Ложной святыне тихой сапой
Андрей Мановцев

Ложной святыне тихой сапой

придают желаемый статус

Предисловие

"Екатеринбургские останки" не могут быть царскими. Ибо ни один разумный человек не поверит, что Николай II был сутулым, склонным к полноте и болезненным. А то, что таков был обладатель скелета, приписываемого Императору, известно с 1993 г. Признание подлинности останков есть "фальсификация века", дело темное и дорогостоящее.

Кому оно нужно? Заказчик в тени, в тени ему (им) хотелось бы оставить и правду о том, что в действительности пришлось испытать Царской Семье и что было сделано с их честными останками.

Но вопиющую ложь в тени не оставишь. Ни один разумный человек не поверит в состоятельность "Записки Юровского", если она была написана другим человеком (М.Н. Покровским) и содержит явные несуразности. Ни один разумный человек не поверит, что Государь боялся лечения зубов и не лечил их. Ни один разумный человек не поверит в сожжение тела Цесаревича, если нужно считать, что зубы подростка остались не тронуты огнем, а на сожжение, по "Записке", потребовалось не более двух часов. И прочее, и прочее — мы снова и снова отсылаем читателя к брошюре группы авторов "Останки не царские. В кратком изложении", а также к статье А.А. Мановцева "Вершины абсурда».

Не в первый раз говорим и о том, что сторонники подлинности останков избегают честных и прямых диалогов с оппонентами. Обещание же открытых откровенных дискуссий, как раньше, так и теперь остается на совести обещавших.

Мы перечислили (вкратце) все то, что многажды уже повторялось, и нужно сказать о новом и весьма беспардонном витке пропаганды подлинности останков, предпринятом теми, у кого в распоряжении, скажем так, "капитал официальности". С недавнего времени православную общественность приучают к мысли о подлинности останков (ДО решений Архиерейского Собора), просто УЖЕ НАЗЫВАЯ их "царскими" и тем самым превращая мнение об их подлинности в нечто само собой разумеющееся.

Незамысловатый демагогический ход: неужели, мол, те, кто не дорожит церковным миром, возмутят его спором об останках? Все ведь доказано! Удовлетворитесь заключениями Следственного Комитета и полностью с ними солидарными заключениями церковной комиссии. Посмотрите, как выглядят сложные приборы (как они мигают многозначительно), как достойно держатся люди в белых халатах...

Да, мы видим и ужасаемся — готовности воинов Христовых становиться на сторону лжи!

Преждевременный оптимизм

В конце прошлого года в Нижнем Новгороде вышла книга настоятеля Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря архимандрита Тихона (Затёкина) «…Я понял, что меня это уже никогда не отпустит», посвященная, главным образом, обретению "екатеринбургских останков", называемых в книге без колебаний «царскими».

Дело в том, что архимандрит Тихон до середины 1980-х гг. был женат (и оставлен потом женою; в книге это толком не объясняется), а его теща была с молодых лет ближайшей подругой первой жены Гелия Рябова. Такова пресловутая непосредственная причастность («из первых уст», по выражению журналиста) автора книги к истории находки 1979 г. через бывшую тещу архимандрита, бывшую близкой подругой бывшей жены Гелия Трофимовича.

В середине 1980-х гг. молодой отец Николай (будущий архимандрит) познакомился с Рябовым. В недавнее время архимандриту Тихону удалось и восстановить какие-то надолго прерванные знакомства (прежде всего, с вдовой Г. Рябова Ольгой Александровной), и собрать многочисленные (личного характера, в основном) материалы, а также огромное количество фотографий для весьма объемного и «роскошного» (иначе не скажешь) издания, связанного не только с указанной темой, но и с жизненными путями двух главных действующих лиц — автора и Гелия Рябова.

В декабре 2022 г., в рамках нижегородской ярмарки «Нижегородский край — земля Серафима Саровского», состоялась презентация книги архимандрита Тихона вместе с круглым столом «Правда об открытии останков царской семьи и ее значение для возрождения России». Появились и отклики на выход книги и ее презентацию, к примеру, такая передача нижегородского историка и телеведущего Сергея Мазина.

Сергей Мазин показывает книгу во время презентации


Посмотрим теперь на книгу вблизи:

Примечателен вид обложки: неправильный крест над местом обретения останков. Надо сказать, что сторонникам почитания этого места указывали на перевернутость нижней перекладины креста, но те почему-то дорожат искажением.

Выходу книги С. Мазин придает общероссийскую значимость, останки называет исключительно «царскими», и, вместе с автором передачи, рядовому зрителю-слушателю-читателю предлагается разделить соответствующее воодушевление, соответствующую событию радость. Оную ничто не омрачает: ни в книге, ни в ее презентациях нет ни единого слова о возможности критического подхода к останкам. Как если бы в течение 43 лет со дня первоначальной находки, 30 с лишним лет со дня обретения, 24 лет со дня захоронения и семи лет со дня отстранения В.Н. Соловьева и назначения нового следствия все всегда было в полном порядке: никаких противоречий, никаких нареканий…

Ложь нельзя не почувствовать уже в столь полном отсутствии, а вернее, замалчивании критики. И, как нетрудно догадаться, вся книга архимандрита Тихона, при всех привлекаемых в ней материалах (порой и вправду уникальных, но только в личном, «камерном» плане), проникнута ложью.

О сомнительности «сенсации века», находки Рябова и Авдонина говорилось уже в начале 1990-х гг. Невозможность доверия этим лицам давным-давно установлена. Что же касается благочестивого образа бескорыстного «энтузиаста» в лице Г.Т. Рябова, как преподносит его автор книги «… Я понял…», этот образ критики не выдерживает.

Напомним читателю, что готовится к изданию книга В.В. Бойко-Великого «Расследование убийства Царской Семьи и сожжения их честных останков», пространный отрывок из которой опубликован в газете «Московские ведомости». Нас интересует в нем «Краткая биография и анализ творчества первооткрывателя екатеринбургских останков, советского кинодраматурга и писателя Гелия Рябова». По собственному признанию последнего, он с 1989 г. отошел от Церкви (недолго пробыв в ней, меньше двух лет). Нужно знать: его творчество пронизывает тема обличения Церкви, активного ее отрицания, причем соответствующий пафос Рябов вполне сохраняет и после крушения советской власти.

Так что слова о том, что будто бы царская тема повернула Рябова ко Христу и Церкви, есть просто выдумка. Подробнее познакомиться с критикой творчества Рябова читатель может в «Московских ведомостях» (см. ссылку) или в моем отзыве «Ложь, знай свое место!»на книгу архимандрита Тихона.

Все же приведем два конкретных примера. В фильме "Рожденная революцией" (1974-1977 гг.) православный священник, служащий в родном селе главного героя, показан настоящим закоренелым бандитом (по сценарию, он был таковым и в царское время, и в годы гражданской войны, и позднее). В первой серии этот киношный священник дает указание сжечь дом и родителей главного героя, чтобы втянуть его в банду. А в четвертой серии благословляет забить прямо в храме большевика, несогласного с его антикоммунистической проповедью, и руководит деятельностью банды, убивающей и грабящей простых людей.

В 1978 г. Гелий Рябов с соавтором Алексеем Нагорным издает книгу "Повесть об уголовном розыске", в точности повторяющую сценарий сериала "Рожденная революцией". Без каких-либо изменений эта повесть переиздается кинодраматургом и в 1984, 1993, 1994, 2002, 2013 гг. Тема потайного убийцы, скрывающегося под видом священника (!), почему-то не давала покоя Рябову. Таков герой фильма Рябова «Таинственный монах», созданного в 1968 г., и на стр. 166 обсуждаемой книги архимандрита Тихона (Затёкина) мы видим и фотографию съемок этого фильма, и коллаж из трех афиш его, на одной из которых, присмотревшись внимательней, читатель обнаружит в руке монаха револьвер…

А на соседней странице — фотография съемок того же фильма, в которых, в качестве артиста, принимает участие и Г. Рябов. Несообразные с историей фантазии, кощунственные — в отношении Церкви — образы возникают у Рябова до последних дней его творчества: познакомьтесь с указанным исследованием В.В. Бойко-Великого.

Итак, приходится констатировать (максимально, мягко говоря) крайнюю неосторожность архимандрита Тихона (Затекина): его книга Рябова возвеличивает.

В упомянутом отзыве на эту книгу я выразил оптимистическую уверенность в том, что для издания, утверждающего ложь, не может быть удачен «поход на Москву» — какое прекраснодушие! В Доме Русского Зарубежья в Москве 9 февраля прошла презентация: как может убедиться читатель.

Из-за ряда интересных моментов, имевших место во время презентации, мы посвятим ей отдельную публикацию. А сейчас лишь отметим, что в целом все, конечно, было в полном порядке.

"Царьград" в русле

Телеканал «Царьград» какое-то время назад в лице телеведущего Михаила Тюренкова утверждал необходимость «объективного научного подхода» в столь важном вопросе как проблема “екатеринбургских останков». Однако к Царским Дням 2022 г. Михаил вполне определился: чуть ли не третья часть многочасовой передачи, посвященной трансляции Царского Крестного Хода из Храма-на-Крови до Ганиной Ямы, была отведена Тюренковым для «беспроблемных», так назовем их, интервью исключительно со сторонниками официальной «Поросенков Лог»-версии. Архимандрит Тихон (Затекин) был среди участников. Теперь, в связи с выходом книги архимандрита, передача «Тайна останков» получила продолжение, а автор — получасовую беседу с архимандритом Тихоном, посвященную выходу его книги. Автор представлен в этой передаче максимально значимо.

Человек этот источает располагающую душевность. С таковой душевностью подтверждает он («да, конечно, конечно») высказывание Тюренкова о Рябове: «Безбожником его называли. Тем более вы можете свидетельствовать, что завершил свою жизнь он как глубоко верующий, православный христианин».

Примечательно, что архимандрит Тихон упоминает фильм Рябова «Таинственный монах» как свидетельство интереса создателя к церковной теме, а Тюренков упоминает сериал Рябова «Конь белый» как свидетельство переосмысления отношения кинодраматурга к Церкви (что совершенно неверно).

Примечательно, что в беседе упоминается критическое отношение к «екатеринбургским останкам», в частности, оказывается, что отец Тихон знаком с этой критикой, переживает, называя ее «шквал негатива», знает и об открытом письме Патриарху, опубликованном незадолго до презентации его книги и названном «Духовная провокация в Нижнем Новгороде» (письмо связано, главным образом, с клеймами к иконе Царственных Страстотерпцев, где есть и клеймо «обретение останков»). Знает он и о большом количестве подписей под этим письмом — триста человек! Огорчение архимандрита звучит весьма артистически: ну, если такой «шквал негатива», то какой же достойный был человек, Гелий-то Трофимович!

С проникновенной серьезностью задает вопрос Тюренков (привожу расшифровку беседы):

«Михаил Тюренков: Отец Тихон, откровенно. Они постоянно, вот эти люди вбрасывают в информационное пространство некие тезисы, которые противоречат официальному следствию и заключениям патриаршей комиссии. При том, что понятно, что если это научная дискуссия, то оппоненты выдвигают научные доводы. Вот с вашей точки зрения, хоть один их довод, когда особенно вы готовили уже на заключительном этапе свою книгу, заставил вас задуматься о том, что, может быть, действительно, я как-то неправильно рассмотрел эту позицию и стоит ее немножко пересмотреть? Хоть один содержательный довод с их стороны был?

Архимандрит Тихон: Вот честно скажу, ни одного такого довода не было».

Тут интересно то, что Тюренков обнаруживает знакомство с научным характером доводов, а архимандрит Тихон, после своего приведенного только что ответа, в качестве иллюстрации нехорошего настроя оппонентов, рассказывает только о том, какую фотографию его книги я привел в своем отзыве. Не будем перегружать внимание читателя.

В информационно-идеологическом пространстве, создаваемом телеканалом «Царьград», оппоненты официальной «Поросенков Лог»-версии определенно стали злостными, подлежащими остракизму, «они». Что ж, канал—в русле официальности.

В московском Сретенском монастыре

При храме Новомучеников и исповедников Российских московского Сретенского монастыря есть небольшое, технически очень хорошо оснащенное помещение, предназначенное для постоянно действующей и постоянно меняющей экспозицию выставки «Новомученики и исповедники Российские». Перед днем памяти последних экспозиция посвящалась Царственным Страстотерпцам, и на главной стене можно было видеть такую схему:

Присмотревшись, читатель обнаружит, в частности, следующие обозначенные этапы:

- «ИЮЛЬ 1991 – ОБРЕТЕНИЕ ОСТАНКОВ»;

- «17 ИЮЛЯ 1998 – ЗАХОРОНЕНИЕ ОСТАНКОВ В ПЕТРОПАВЛОВСКОМ СОБОРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»:

- «ИЮЛЬ 2007 – ОБНАРУЖЕНИЕ ОСТАНКОВ ЦЕСАРЕВИЧА АЛЕКСЕЯ И ВЕЛИКОЙ КНЯЖНЫ МАРИИ».

Приведенный снимок был получен мной совершенно случайно от знакомого, оказавшегося на выставке буквально в последний из дней, посвященных Царской Семье — уже на следующий день акцент был сделан на старце Иоанне (Крестьянкине). Таким образом, уважаемый читатель, мы увидели «самую тихую сапу», мелькнувшую да и всё…

Что ж тут скажешь? Все неслучайно. На мой взгляд, в такой тихой пропаганде, в таком тихом внедрении лжи беспардонности только больше, ибо она вернее.

Восклицание

Старец Иоанн (Крестьянкин) считал, что осуждение священноначалия хуже печати антихриста (есть такое высказывание). В связи с этим не могу не вспомнить восклицание близкого мне человека (по какому поводу, неважно): «Да я не осуждаю! Я НЕДОУМЕВАЮ!!». Ибо невозможно не думать то, что думаешь.

Тот же всероссийский старец Иоанн считал одной из главных добродетелей рассуждение, а одним из верных путей к погибели — ложь. И я не могу удержаться от сильнейшего недоумения: как это автор всеми полюбившейся книги, в которой, в частности, найдены верные, «аутентичные» слова о любимом старце, сторонится рассуждения и с готовностью держится лжи?

Сервилизм — в отношении кого?

Другое дело (более, так кажется, беспросветное) — запах конъюнктурности или уж прямое проявление оной. Один священник, отец ***, так и сказал, что признание подлинности останков — вопрос «церковно-политический». Был и такой разговор, в котором ход мысли отца *** показал с поразительной откровенностью ход его самооправдания (из горячего противника «Поросенков Лог»-версии он весной 2017 г. превратился в горячего сторонника): «Главное то, что мы признали святость Царской Семьи. А подлинность останков не так важна. Вы и представить не можете, что хранится порой в мощевиках».

Итак, этот батюшка готов служить молебны перед заведомо ложными мощами! А уж он-то сведущ касательно «высших сфер» и зря говорить не станет, так что если пошел на то, что описано, значит, дело серьезное, значит, силы, за ним стоящие, внушают трепет и страх. Но не Божий.

Заключение

Готовность игнорировать здравый смысл, готовность держаться «официальности» и пренебречь народным мнением (даже Дмитрий Степанов, при всей своей «пластичности», просто и честно не раз говорил, что народ останки не признает), готовность, тем самым, к церковному расколу, готовность предать героическое стояние Церкви в конце 1990-х гг., готовность к верному служению и при этом совсем не Христу… Нельзя не видеть: имеет место церковный кризис! На теле той, с которой неразрывен эпитет «святая», выступила проказа лжи.

Впрочем, «кризис» — греческое слово, его первое значение — «суд», затем — «перелом». Таким образом, это благо, ибо подспудная тлеющая скверна опасней, гибельней. А проявление болезни — возможность опомниться. Церковь же отнюдь не исчерпывается священниками по типу «три звездочки», или затекиными, или тюренковыми. Мы это знаем и верим в нее, а дискомфортность веры — дело нормальное.

Да, по слову святителя Иоанна Шанхайского, Россия возродится только через покаяние перед Царем-мучеником. Увы, на наших глазах совершается нечто прямо противоположное. Ибо «фальсификация века», «продвижение» (чтоб не сказать «продавливание») лже-мощей в качестве национальной святыни есть, по сути, новое предательство Царя, как ни обволакивай это бесчестное дело благочестивым пафосом авторитетных духовных лиц. Скажем прямо, последние вряд ли опомнятся. Но надежда есть — на Предстоятеля, на соборность.