Энергокризис и «обострение классовой борьбы»
Борис Джерелиевский

Энергокризис и «обострение классовой борьбы»

Монолитность украинского общества сильно преувеличена

Херсонская «перемога» нацистов оказалась омрачена множеством факторов, прежде всего, тем, что большая часть населения города и правобережной части области не стала дожидаться их прихода, а ушла вместе с русскими войсками. Впрочем, вскоре бандеровцы осознали, что это, скорее, благо, поскольку для оставшегося населения у них нет ни электричества, ни воды, ни газа, ни отопления, ни продуктов, ни лекарств. Только «стабилизационные мероприятия» – то есть фильтрация с целью выявления того, кого можно обвинить в «коллаборационизме». И сегодня киевские пропагандисты даже стали распространять следующий нарратив: русские специально сдали Правобережье, чтобы переложить заботу о городе в тяжелый зимний период на Украину.

Но поскольку ситуацию как-то надо решать, на Банковой решили эвакуировать оставшееся население Херсона, в котором они все равно не собираются обеспечивать толком инфраструктуру. Впрочем, эвакуация на поверку оказалась профанацией – подготовленных мест для размещения херсонцев нет.

Впрочем, нет их и для жителей не только оккупированного российского города, но и для обитателей городов, находящихся под контролем нацистского режима. О необходимости эвакуации горожан, на прошлой неделе прямо заговорил ряд градоначальников, несмотря на то что тема эвакуации вызывает негативную реакцию ЕС, и потому табуируется Зе-офисом.

Впрочем, Банковая сама их подтолкнула к этому. После того, как стало ясно, что задумка Зе-офиса с «пунктами несокрушимости» обернулась позорным провалом, его политтехнологи предложили обвинить в том, что эта замечательная идея потерпело фиаско, городские власти, которые все это и испортили.

Первым нависшую над ним (и над его коллегами) угрозу осознал Виталий Кличко. У не блещущего красноречием киевского мэра голова, тем не менее, работает хорошо и быстро. Он сразу смекнул, чем лично для него обернется катастрофа ЖКХ в Киеве, которая неизбежно разразится в самое ближайшее время, после чего мегаполис может превратится в ледяную могилу для его жителей. Кличко осознал, что для того, чтобы его не сделали крайним, лучше первому из политиков начать говорить, что грядёт катастрофа.

Он прямо объявил, что при очередном блэкауте, если в течение 24 часов при уличной температуре -5°C не будет отопления и воды, придется сливать системы отопления в Киеве.

«Мы будем вынуждены сливать воду. Это значит, что к весне подать воду будет очень сложно», – заявил киевский голова и в очередной раз подтвердил тезис о необходимости эвакуации киевлян. Правда, куда их эвакуировать, не совсем понятно. Например, переселить два миллиона в деревню, где есть печное отопление, будет совсем не просто.

Пример Кличко оказался заразителен, и другие градоначальники стали делать столь же пессимистические прогнозы, идущие в полный разрез с заявлениями Банковой, что все под контролем, что ничего страшного нет, что просто надо чинить поврежденные энергетические объекты и все будет хорошо. Иными словами, энергокризис создает дополнительные линии напряжения между центральными и региональными властями, которые при определенных условиях могут вылиться в серьезный конфликт.

Впрочем, это не единственное направление внутреннего противостояния. Горожане в условиях отсутствия света, тепла и воды начинают подозревать, что не все находятся в столь бедственном положении. Пока что они только блокируют трамваи и троллейбусы, но уже идут разговоры о том, что в элитных кварталах и особняках чиновников, депутатов и военачальников есть и свет, и тепло, и канализация.

Эти настроения только усилились после того, как кто-то из политтехнологов вбросил нарратив, о том, что «пункты несокрушимости» можно устраивать на пригородных виллах. Но потом было объявлено, что коттеджей на всех не хватит, что там тоже проблемы со светом, а потому даже не стоит на эти темы «заморачиваться». Однако украинцы убеждены что в vip жилищных комплексах и поселках стоят промышленные генераторы, что есть vip-энерголинии, которые всегда «запитаны» светом, вне зависимости от ракетных ударов и горящих трансформаторов.

Украинские эксперты прямо говорят о том, что усиливающаяся в условиях энергокризиса классовая борьба может вылиться в массовые беспорядки, а то и в мятеж. Вопрос только в том, кто именно поспешит использовать нарастающую ненависть к «слугам народа» (в широком смысле) и направить ее в нужное направление.

В украинской экспертной среде прозвучала еще одна очень любопытная мысль: в этой войне, принимающей затяжной характер, победит та сторона, которая реально даст людям то, что обещает публично. И исходя из этого тезиса, делается крайне негативный прогноз для киевского режима. Ведь в Мариуполе люди въезжают в отстроенные дома и лечатся в только что отстроенном медицинском комплексе, эвакуированные херсонцы получили жилищные сертификаты и осваивают новые жилища, в то время, как Зеленский обещал ещё весной людям новые квартиры и подъёмные деньги, но ни малейших шагов в этом направлении сделано не было.

Причем эксперты прямо указывают, что проблема не только в ограниченных ресурсах – Зе-команда вообще ничего не собирается делать для людей. Максимум – убрать инвалидов войны в пустующие турбазы и пионерлагеря, чтобы они видом своих увечий не подрывали боевой дух «нации».

По мере усиления испытаний и увеличения количества проблем украинское общество уже не выглядит столь монолитным, противоречия в нем начинают стремительно нарастать.