Донецк в огне
Денис Григорюк

Донецк в огне

Как живет под ежедневными обстрелами столица ДНР

Центр Донецка изрешечен практически полностью. Больше недели почти ежедневно украинские подразделения ведут беспорядочный огонь по Ворошиловскому и Киевскому районам. Хаотичные обстрелы не преследуют никакой военной цели, так как зачастую снаряды поражают гостиницы, жилые дома, офисные помещения, больницы, остановки общественного транспорта, салон ритуальных услуг, стадион «Донбасс Арена» и его окрестности и прочие гражданские объекты.

Хаотичные удары ВСУ по центру Донецка

Обстрелы происходят по несколько раз в день. Удары случаются утром, днем, вечером и ночью. Абсолютно в любое время могут прилететь либо ракеты от РСЗО «Град», либо 155-мм снаряды от западных установок. При этом сложно сказать, что украинские артиллеристы бьют прицельно. Ощущение складывается, что нет конкретной цели, куда хотят попасть солдаты ВСУ. Словно приказ был — выстрелить в сторону Донецка, а куда именно попадут — не имеет значения.

К примеру, ночью 5 декабря украинские снаряды упали в Ворошиловском районе. Загорелись здание салона ритуальных услуг, офисные помещения по адресу ул. Артема 7, а также повреждения получил храм Рождества Христова в районе Города недалеко от ТЦ «Континент». А вечером 4 декабря ВСУ вновь обстреляли бульвар Пушкина и улицу 25 РККА. За два дня до этого украинские боевики уже били сюда, тогда они попали по гастроному «Москва». Несколько 155-мм снарядов упали рядом со стадионом «Донбасс Арена». Повреждения получил гранитный мяч, который установлен перед входом в чаше арены.

Если удар по храму Рождества Христова можно с усилием притянуть к борьбе украинских властей с Московским патриархатом, то уничтожение салона ритуальных услуг или повреждение гранитного мяча на аллее перед входом на «Донбасс Арену» сложно как-то логически объяснить.

Террор не удался

Единственное объяснение происходящему — террор. Но и с этой задачей ВСУ не справляются. Жизнь в Донецке продолжается, несмотря ни на что. Общественный транспорт продолжает курсировать даже во фронтовых частях города, по городу передвигается большое количество гражданского транспорта, горожане продолжают работать, в том числе в центре, функционируют все городские службы, даже доставку из заведений можно абсолютно спокойно заказать.

На фоне обстрелов продолжается подготовка к новогодним праздникам. Магазины, площади, учреждения культуры украшают новогодней атрибутикой. Очевидно, что от массовых мероприятий, вроде открытия ёлки на площади Ленина, придется отказаться, чтобы не подвергать людей опасности, но все же дончане будут встречать Новый 2023 год, даже если ВСУ продолжат бить по городу из артиллерии.

Каких-то панических настроений среди дончан не замечено. Да, люди переживают, ежедневные обстрелы влияют на психическое состояние, но складывается ощущение, что люди смирились с положением дел и просто ждут, когда все это закончится. Кто не смог принять сложившуюся ситуацию, покидают Республику или перебираются в более безопасные части ДНР. Но повальной эмиграции нет. Даже летом 2014 года Донецка казался более пустым, чем сейчас, когда обстрелы значительно мощнее, чем 8,5 лет назад.

В связи с ухудшением ситуации с обстрелами республиканские власти приняли решение о переводе бюджетников на дистанционную форму работы. Об этом рассказал врио Главы ДНР Денис Пушилин:

«В связи с усилившимися обстрелами необходимо максимально возможное количество сотрудников бюджетных учреждений перевести на дистанционную форму работы. Руководители ведомств и бюджетных предприятий в случае очной формы должны лично проконтролировать обеспечение безопасности места работы таких сотрудников», — заявил руководитель Республики.

Он добавил, что частные предприятия самостоятельно принимают решение касательно формы работы своих сотрудников. Очевидно, что в сложившейся ситуации не все смогут перейти на дистанционную форму работы. В противном случае остановится рабочий процесс. Не во всех сферах есть возможность выполнять свои профессиональные обязанности дистанционно. Это касается и бюджетных учреждений. Поэтому далеко не все смогут оставаться дома, хотя эта мера и необходима для того, чтобы сократить перемещение гражданского населения по городу, но даже она не способна обезопасить дончан от возможности попасть под обстрел, так как снаряды ВСУ падают абсолютно везде и хаотично.

Недовольство среди публичных личностей

Несмотря на то, что выше я привел факты того, что Донецк продолжает жить в условиях беспорядочных ударов ВСУ, недовольство среди местного населения все же имеет место быть. Это касается не только рядовых граждан, но и журналистов, и республиканских политиков, которые стали публично озвучивать призывы к уничтожению украинских позиций вблизи Донецка массированными ударами.

«Места, откуда они бьют, безлюдны, там находятся только эти твари. Неужели нельзя сделать так, чтобы там остался один пепел? Конечно же, можно, но мы постоянно думаем, что о нас подумают где-то за океаном, при этом воюя с ними же! Или в чем проблема? Не пора ли начать бить по-настоящему этих подонков, при этом забыв о чьих-то бизнес-интересах!» — написал корреспондент Андрей Руденко в своем Telegram-канале.

«Я уже не знаю, что отвечать людям, которые спрашивают — почему нельзя стереть "фабами" или "кинжалами" бандеровские позиции в ДНР, Российская Федерация? Мы же знаем, откуда прилетает... Хватит, может, уже? Может, пора стереть нацизм в порошок? "Потом" уже наступило», — предложил в своем канале депутат Народного Совета Владислав Бердичевский.

Боевые действия в 2023 году

Сомнений в том, что бои продолжатся и в следующем году, никаких нет. Донецк явно останется в зоне поражения артиллерии ВСУ, а боестолкновения вблизи города продолжатся, но есть вероятность того, что линия фронта все же начнет меняться, но, скорее всего, произойдет это уже после новогодних праздников.

Сколько еще в таком состоянии продержится Донецк – неизвестно. Сомневаюсь, что в ближайшее время обстрелы прекратятся, так как украинские подразделения все еще находятся вблизи города и способы бить не только по центру столицы ДНР, но и в глубокий тыл на бывшей границе с Российской Федерацией. Соответственно, будет недостаточно просто отбить у ВСУ прилегающие к Донецку населенные пункты, у украинской армии сохранится возможность бить по ДНР за счет западных реактивных установок.

На данный момент основные бои происходят вокруг Артёмовска. ВСУ все еще не окружены, украинские боевики могут продолжать снабжать свою группировку всем необходимым, а город все больше напоминает Мариуполь, но Артёмовск не получается взять так же быстро, как портовый город. Также боестолкновения происходят в Марьинке и окрестностях Авдеевки, откуда ВСУ чаще всего ведут огонь по Донецку. Но пока рано говорить о том, что эти населенные пункты вскоре будут освобождены. Бои идут тяжелые, так как украинские военные хорошо окопались здесь за долгие годы действия Минских соглашений.

Очевидно, что боевые действия продолжатся в 2023 году. Опыт предыдущих лет говорит о том, что боестолкновения могут происходить и в морозную погоду. Это прекрасно показала Дебальцевская кампания, когда даже заснеженная степь не остановила подразделения НМ ДНР и населенные пункты были освобождены от оккупации ВСУ.

На данный момент каких-то радикальных изменений на линии боевого соприкосновения нет, фронт практически стоит на месте, но вполне вероятно, что, как в 2015 году, перемены случатся после зимних праздников, и тогда изменения на фронте будут более явными, чем в нынешней ситуации.