Удары по центру Донецка
Денис Григорюк

Удары по центру Донецка

Обстановка в столице ДНР все больше напоминает 2014-й год

Типичное утро в Донецке выглядит примерно так: торчащие из асфальта «градины», повсюду рассыпана стеклянная крошка, запах гари от сгоревших гражданских автомобилей, а в это время идет разбор последствий вечернего обстрела города, коммунальщики восстанавливают остановки общественного транспорта, силовики фиксируют разрушения и сообщают о вооружении, которое применялось украинской армией.

Накануне вновь был обстрелян центр Донецка. Порядка 12 ракет БМ-21 «Град» упали в окрестностях Донецкой городской администрации. Ее здание все больше походит на то, что привыкли видеть в Мариуполе после активных городских боев. Кроме здания администрации Донецка, пострадали жилые дома, горели гражданские автомобили, прямое попадание было в здание недостроенной гостиницы на улице Университетской. Погиб сотрудник МЧС, который ехал на служебном автомобиле.

Но это не единственный обстрел, который случился 1 декабря. Днем под обстрел попали гостиница «Рамада» и ясли-сад, прямые попадания были в квартиры мирных жителей. Также были пострадавшие среди гражданских, так как обстрел случился средь бела дня.

В том, что центр Донецка находится под постоянным обстрелом со стороны ВСУ, нет никакой новости. К сожалению, это стало данностью, с которой большинство уже смирилось, и никакого резонанса подобные сообщения не вызывают. Подумаешь, снова ударили по местам скопления людей, что с этого? Тем более что подвижек на фронте, вроде тех, что были весной, нет.

Долгие месяцы украинская армия поливает мирные кварталы из имеющихся на вооружении артиллерийских систем. Последние обстрелы отличаются лишь тем, что чаще стали применяться советские БМ-21 «Град». До недавнего времени в центр Донецка чаще прилетали западные ракеты от Himars, сейчас же из асфальта торчат «градины». Отличие в том, что НАТОвское оружие намного точнее более старых «градов».

В данном случае не имеет значения, есть ли рядом или в условной близости военные объекты, социально важные или административные строения (хотя они также получают повреждения в результате множественных ударов), важен посыл. А он достаточно прост — никто не может чувствовать себя в безопасности. Никакой военной целесообразности подобные обстрелы не преследуют. Артиллерийские удары по мирной застройке не приближают ВСУ к военной победе, но в Киеве прекрасно осознают важность того, что будет в головах местного населения. Исключительно на это и делается упор, когда украинская армия бьет менее точными системами, которые «работают» по квадратам.

Параллельно с физическими обстрелами работают обстрелы «информационные». Фактически, это и есть то самое ЦиПСО, о котором так часто говорят, но все чаще скептически к этому относятся, так как хорошо срабатывают технологии по «выстёбыванию» аргументов, чем украинская сторона пользовалась все годы конфликта в Донбассе. Не нужно ничего опровергать, когда можно высмеять, а значит сделать тезис «токсичным», который всерьез не будет восприниматься. Хотя в действительности ЦиПСО продолжат свою работу, и достаточно эффективно.

В комментариях все чаще можно встретить откровенных ботов, которые распространяют панические настроения среди мирного населения ДНР. Украинскую методичку распространяют в том числе и российские либералы, которые говорят, что вот это и есть настоящие обстрелы Донецка, а все, что было раньше — сплошная пропаганда, так как если бы так били по городу все 8 лет, то он был бы похож на Мариуполь периода активных городских боев. Это намеренное передёргивание фактов и попытка подстроить их под свою модель восприятия того, что творится в Донбассе долгие 8,5 лет.

В целом, в сложившейся ситуации нет ничего нового. Все больше она напоминает конец 2014 года, когда обе стороны конфликта увязли и наступательные действия, как таковые, практически не велись. Но тогда в силе были первые Минские соглашения. Официально это и была причина того, что стороны вроде как не вели наступательные действия. Все изменилось в январе 2015 года, когда ВСУ предприняли попытку атаки на территорию ДНР, забив на любые мирные договоры. Но закончилось все взятием Донецкого аэропорта силами Республики, а также под контроль республиканских подразделений перешли Углегорск, Дебальцево и прилегающие населенные пункты.

Результатом того обострения стало подписание «Минска-2», который также существовал только на бумаге, а фактически киевская сторона готовилась к силовому решению вопроса. Только Украина учла опыт предыдущего обострения, поэтому сломя голову никто идти не собирался, нужны были годы для перевооружения своей армии для того, чтобы наверняка взять под контроль территории республик Донбасса, а параллельно с этим ВСУ своими «жабьими наскоками» занимали так называемую серию зону, чтобы сократить расстояние между противоборствующими сторонами, но случилось 24 февраля.

Очевидно, что боевые действия продолжатся в 2023 году. Нет никаких сомнений в том, что на нынешнем положении дел ни одна из сторон не остановится. Вопреки появляющимся в Сети сообщениям о заморозке конфликта, предпосылок к этому пока не видно. Даже если и будут достигнуты какие-то кулуарные договоренности, то для Донецка они не будут иметь никакого значения.

Обстрелы продолжатся до тех пор, пока ВСУ стоят в пределе досягаемости артиллерии, а с учетом того, что на вооружении украинской армии имеются системы, которые позволяют бить в глубокий тыл ДНР, то сложно сказать, когда жители ДНР смогут почувствовать себя в безопасности.