Искандер Алиев

Россия обрела истинного защитника

В то время, как Россия мобилизует свои силы и возможности для борьбы с наиболее активными отрядами международного терроризма в лице бандформирований Басаева-Масхадова в Чеченской Республике, воссоздание управляемости внутри собственно России, восстановление своих позиций в ближнем зарубежье, многим наблюдателям (да и в Кремле, наверное, тоже) становится понятным следующее. Несмотря на активную внешнюю политику, когда, наконец, в лице президента В.Путина (и его не всех, а близких соратников) Россия обрела истинного выразителя и защитника ее национально-государственных интересов, все более четко вырисовывается укрепление политического могущества Китая в регионах, традиционно бывших в сфере влияния Российской империи, СССР, России.

В странах на юге  и юго-востоке от России (особенно, в странах Центральной Азии) попытка России возродить свое влияние все больше сталкивается с новой и сильной волной политического и экономического доминирования Китая, в том числе. И в этом регионе.  Это сейчас кажется, что остроты данной проблемы не ощущается сильно. Только кажется. Ибо давно уже ответственные на то китайские чиновники всех уровней (не понаслышке знающие, что коррупция и политический гнет все перетрут) приценились практически к каждому мало-мальски значимому чиновнику в странах, куда поставлена Пекином задача всестороннего проникновения. Китайцы знают кому, сколько, когда и на каких условиях надо дать «в лапу».  Они психологически всегда готовы сыграть на самых низменных чувствах иноземного чиновничества: корысти, жадности, показушности, зависти и т.д. На фоне растущей экономической мощности Китая, все большие орды иноземных чиновников (а их число, особенно, среди т.н. правоохранительных органов в странах Центральной Азии растет почему-то обратно пропорционально росту нищеты в этих странах) будут ждать «бакшиши» за оказанные им услуги. Соответственно, дающие «бакшиш» будут иметь большой выбор проводников своих интересов.  Эти новые реалии неизбежно скажутся (и уже сказываются) на возможности влияния на многие годы наперед. Может ли и далее Россия игнорировать данную ситуацию?

Особые «динамично растущие» отношения России с Китаем (вызванные, пожалуй, больше тактическими соображениями Кремля, нежели стратегическими)  не могут быть, представляется, основанием  не думать уже сейчас (и тем более, на перспективу) о мерах по сдерживанию аппетитов Пекина в регионах традиционного влияния России.  Понимая ситуацию, нужно продвигать и свои интересы. Тем более, что историческая память центральноазиатских народов (в отличие от их нынешних правителей) всегда была, мягко говоря, более, чем сдержанна по отношению к ханьской «цивилизаторской роли» (читайте книги Л.Н.Гумилева). Попытки ханьцев «цивилизовать» окружающие народы всегда вызывали вооруженный отпор тюркских народов (являющихся, в том числе, предками многих народов стран Центральной Азии).

Если Китай утвердится в своем доминировании в Центральной Азии – соревноваться с ним в этом любой великой державе будет ох как трудно!  Пекин в плане обхаживания правящих элит центральноазиатских государств идет на мыслимые и не мыслимые ухищрения. Одно только показушное «восхищение» китайского министра иностранных дел письменным бредом президента С.Ниязова под названием «Рухнама» - представляет яркий пример этого.  Такими же методами Пекин обхаживает все государства региона.

Зато в обмен на это он получает весьма выгодные приобретения. Это, например, и концессии на разработку природных ископаемых, и, что самое печальное, территориальные приобретения. Как в случае с делимитацией кыргызско - китайской границей. Последнее - весьма не приятное явление. Оно не умерит аппетиты Пекина нисколько. Более того, известно, что аппетит приходит во время еды.  Тем более, такой.

Китай никогда не проявляет (и не проявит) озабоченности политической ситуацией в центральноазиатских странах. Нарушения  прав человека, диктаторские режимы и процветающая коррупция здесь – вполне укладываются в китайское понимание здешней действительности. Зато Пекин делает бизнес в привелигированных условиях, часто использует практику связанных кредитов, начал поставки вооружений в регион.  

Китайские компании увеличивают инвестиции в промышленность региона, в строительство коммуникаций. Уже началось проектирование и частичное строительство под патронажем Китая транспортного железнодорожного коридора «страны АТР – Корея – Китай – Казахстан - страны Центральной Азии». Естественно, это прямой и серьезный конкурент российской идеи транспортного коридора «Север-Юг», а, кроме того, конкурент российского Транссиба.

Налицо ситуация, когда мало просто фиксировать политическую и экономическую активность Китая в регионах традиционного влияния России. Хорошо бы было задаться целью выработки долгосрочной российской политики хотя бы в плане сдерживания пекинских аппетитов в Центральной Азии, например.