Россия вернулась  в "горбачевский вектор" политики
Сергей Смирнов

Россия вернулась в "горбачевский вектор" политики

Во время недавнего визита президента России Владимира Путина в Китай, им и главой КНР Ху Цзиньтао был подписан ряд документов, в том числе - дополнительное соглашение между нашими странами о российско-китайской границе на ее Восточной части. Это событие представлено российскими СМИ, отражающими официальную позицию, как немыслимо грандиозный успех российского президента на дипломатическом фронте. Благодаря которому возрастет взаимное доверие и станет проще решать абсолютно все вопросы. Резко увеличится товарооборот между Россией и Китаем, откроются широкие возможности  для более тесного сотрудничества в развитии судоходства, природопользования, охраны окружающей среды и хозяйственной деятельности. И, наконец, по логике официоза это соглашение закрывает все вопросы по территориальным претензиям Китая к России, некогда приведшим к трагическим событиям на острове Даманском и в Жаланашколе.

Но на каком основании  делаются столь радужные прогнозы?

Как раз на этом официальные лица стараются не слишком акцентировать общественное внимание - ведь президент России отдал Китаю остров Тарабарова и большую часть Большого Уссурийского острова.

За последние двадцать лет руководство нашей страны много чего сдавало и сдало - союзников, военные базы, агентурные сети, секретные технологии, национальные интересы. И, как известно, ничего в ответ Россия не получила. Даже ничего из того, что было обещано в качестве "компенсации" Россия (именно страна, а не ее правители) не получила.

Может быть, в этот раз все должно произойти иначе, и благодарность Китая будет безгранична? Увы, межгосударственные отношения подобных категорий не знают.

Спорные, с нынешней точки зрения КНР, острова являются российскими с 1651 года, что, в частности, было подтверждено в 1858 году Айгунским договором. Бесспорно российской эта территория была до 1991 года, когда Михаил Горбачев заключил с Дэн Сяопином пограничный договор (тоже, кстати, разрекламированный, как "точка, поставленная в территориальном споре"), согласно которому границу отодвинули с китайского берега, и провели ближе к нашему, по фарватеру. Широкий жест последнего генсека КПСС и последнего президента СССР обошелся стране в половину водного пространства этой реки. О подобной щедрости китайцы не могли даже мечтать триста сорок лет. До этого все их притязания, и при царях, и при генсеках, на русские земли встречались единообразно - увесистым пинком.  

Благодарность же за горбачевский подарок последовала незамедлительно, и, разумеется, не знала границ. Точнее, не видела их в упор. Сразу же после заключения договора китайцы стали затапливать в протоке Казакевича, разделяющую китайский берег с островом Большой Уссурийский, баржи с песком, чтобы физически сдвинуть фарватер, то есть границу к российскому берегу. Кроме того, вокруг барж намывается песок, медленно, но верно превращая протоку в перешеек.

Интересно, знают ли китайцы, догадываются ли, что в территориальном споре поставлена точка? А если так, то собираются ли они изъять из своих школ учебники, на которых все Приморье и Сахалин обозначены как исконно китайские земли, захваченные Россией? И если лидеры северного соседа так легко расстаются со своими землями, то просто грех ограничиться островами - китайцы уже даже приготовили названия Благовещенску - Хайленьбяо, Хабаровску - Боли,  а Владивостоку - Хайшэньвэй.

Кстати, получив острова, Китай приобрел серьезный геополитический козырь. По точному выражению советника дирекции Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия "Дальний Восток и Забайкалье", доктора экономических наук Юрия Ефименко, острова - это "кинжал, приставленный к горлу Хабаровска". Контроль над островами позволяет, при необходимости, держать под прицелом столицу Дальневосточного федерального округа Хабаровск и всю южную половину Дальнего Востока.

Как мы помним, "Зимняя война" с Финляндией началась из-за стремления советского руководства отодвинуть государственную границу от Ленинграда. А нынешняя власть придвинула ее вплотную к окраинам столицы Дальнего Востока. Видимо, наконец, окончательно определился вектор сегодняшней внешней политики России, как "горбачевский". Вновь стал актуальным вопрос о передаче двух Курильских островов Японии. И что удивительно, - он поднят министром иностранных дел России! Ссылаясь на соглашение 1956 года, от выполнения которого (оно предусматривало отказ Японии от размещения на своей территории иностранные военные базы) отказались сами японцы, он предлагает пересмотреть результаты Второй мировой войны! Причем пересмотреть не в пользу России!

Что на очереди теперь? Рискну предположить, что следующей  в старом – новом векторе новой политики может стать Калининградская область. Хотя так хочется не верить в худшее...