Искандер Алиев

Роль России на постсоветском пространстве

Украинские события показывают, к чему может привести ненависть хотя бы части народа к коррумпированной и продажной власти даже в относительно (по сравнению, естественно, с другими странами СНГ) благополучной Украине. К полумиллионным толпам на майданах (кстати, в тюркских языках «майдон» - тоже означает «площадь»). Нельзя же, в конце-концов, считать свои народы полными и инфантильными статистами, которые могут выдержать над собой любое надругательство власти. Сразу приходит на ум известная аксиома о том, что можно все делать с народом или с частью его некоторое время, но нельзя оболванить и обманывать весь народ все время. Страшно даже представить, если другие полумиллионы народов выйдут на майданы в других государствах СНГ южнее России. Вот этого бы и надо избежать. Там не то, чтобы немного другая ментальность. Там намного больше ненависти к власти, и потенциал ненависти (и самое страшное - желания мести) достиг своего критического предела. Похоже, в целом ряде постсоветских государств стоящие у власти элиты под руководством бывших компартийных вождей (и компартийные сами по сути) довели у себя ситуацию под классическое ленинское определение «революционной». И действительно: страдания и нищета рядовых граждан там перешагнула критическую массу, а сами элиты исчерпали уже все свои управленческие потенциалы (если можно говорить, что такие потенциалы у них существовали). Похоже, это в Кремле уже поняли. Думается, нам предстоит скоро увидеть формирование российским президентом качественно новой высокопрофессиональной и убежденной команды, которая будет предлагать новую стратегию российской политики на пространстве СНГ и реализовывать ее. Все основания считать, что так оно и будет, дает простейший анализ деятельности соответствующих российских институтов власти в последнее время. Этот анализ свидетельствует, как откровенно слабо эти институты оценивают реальную политическую ситуации в зонах реальных российских интересов. Они не выработали критерии подбора в этих странах тех политических сил и тех (имеющихся и потенциальных возможных) общественных лидеров, о которых можно было бы говорить как о союзниках по убеждению. И самое главное – нет сегодня структуры, способной дать президенту объективный анализ ситуации и практические рекомендации по той или иной ситуации. Да и самодеятельности (весьма неприятной и потенциально опасной) еще много себе позволяют некоторые российские публичные политики. Сигналы о том, что появление новой президентской команды по новой стратегии российской политики на пространстве СНГ не за горами - уже есть. Главный из них – прозвучал 6 декабря с.г. во время своего визита в Турцию, когда президент России В.Путин четко заявил, что Россия будет работать с тем лидером, которого изберет украинский народ. Большинство наблюдателей свели эти высказывания президента к ситуации в Украине. Мне же представляется, что президент только абстрагировался от украинской ситуации, но имел ввиду основы своей новой политики по отношению к СНГ. В.Путин сказал буквально следующее: "Мы любую волю любого народа на постсоветском пространстве воспринимаем абсолютно адекватно и будем работать с любым избранным лидером». Похоже, российский президент окончательно сделал для себя вывод, что все-таки власть в постсоветских государствах должны формировать не только де-юре, но и де-факто, сами народы этих стран. Представляю, как поежились от этих слов последние диктаторы на пространстве СНГ. Примечательно, думается, и следующее высказывание российского президента, сделанное в Анкаре: "Если на постсоветском пространстве каждый раз будут совершаться попытки подогнать действующее законодательство под ту или иную ситуацию, под ту или иную политическую силу, это может дестабилизировать большой регион мира". Уверен, не только об идущем процессе по корректированию украинской конституции шла речь в понимании В.Путина. Думается, он имел ввиду и бесконечную череду «выборов» и «референдумов» в некоторых странах СНГ, где нынешние правители обращаются с конституциями своих стран весьма произвольно, обеспечивая себе пожизненное правление. Обнадеживает и наблюдаемое в кругах российской власти стремление использовать имеющиеся механизмы влияния на состояние человеческого измерения в странах СНГ. Так, на днях, выступая в Петербурге на 24-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи (МПА) СНГ, председатель верхней палаты российского Парламента С.Миронов предложил создать в рамках СНГ орган, координирующий работу в области прав человека. Кстати, в статье 33 действующего Устава СНГ оговорено наличие в Содружестве Комиссии по правам человека. Спикер отметил, что «за все годы существования СНГ, несмотря на принятые в развитие Устава решения, эта комиссия так и не была сформирована. В Содружестве отсутствует орган, координирующий работу в области прав человека». И пусть никого не расхолаживают произнесенные в Анкаре слова президента В.Путина о том, что Россия "не готова, не хочет и не будет брать на себя ответственность за полное решение конфликтов на постсоветском пространстве". Не полную, может быть сегодня, но определяющую даже сегодня роль Россия играет. И должна играть все больше в предстоящих вскорости неизбежных политических переменах в ряде государств СНГ.