Денис Григорюк

Битва за Авдеевку

Репортаж из одной из самых горячих точек СВО

Меня болтало по броне. Сказывался тот факт, что верхом на броне не ездил очень давно. К тому же, одной рукой пытался держаться, а во второй была камера. Делал снимки, но получалось скудно. Облокачивался о спины бойцов. В ногах болтался рюкзак с оптикой. В одном из карманов лежали жгут и бинт для того, чтобы в случае ранения можно было остановить кровь.

По-хорошему, у каждого дончанина должна быть с собой аптечка на случай ранения, но, увы, далеко не у всех есть такие средства. Повезет, если рядом окажется человек с нужным набором медикаментов для оказания первой помощи. С нами этими средствами поделился один из бойцов.

В целом, ситуация в Донецке сильно изменилась. Странно ехать по центру города в каске и бронежилете. Раньше мы переодевались в броню уже непосредственно перед зоной боевых действий. Сейчас же буквально все районы находятся в зоне поражения вражеской артиллерии. Поэтому по городу ехали в полной боевой готовности.

Постепенно виды менялись. Приближались к зоне боевых действий. Путиловка вся изрешечена. Остановка на Партизанском проспекте уничтожена. Магазинчик, который был установлен на остановочном павильоне, сгорел. Повсюду свежие попадания артиллерии ВСУ.

Мы проехали мимо черного пятна на Киевском проспекте. Накануне здесь был уничтожен гражданский автобус. Прямое попадание в маршрутку убило как минимум троих, остальные пассажиры получили различной тяжести ранения. Сюда в прошлом году мы ездили на простой легковушке, сейчас лучше не соваться без брони и уж тем более без медицины, которую сейчас в Донецке крайне проблематично достать.

На позициях за городом гремели танки. От выстрелов дрожала земля. Снаряды вылетали с характерным звуком и вонзались в позиции противника. Танковый экипаж получал инструкции от молодого командира с позывным «Мазай». Взрослые мужики по внешнему виду годились ему в отцы, но слушали команды смиренно, а после беспрекословно приступали к выполнению.

Тем временем танки не прекращали уничтожать укрепрайоны противника. Приходилось орать. Работали двигатели танков, грохотали пушки, а пехота помогала экипажу пополнять боекомплект для новой атаки на позиции ВСУ. Бойцы писали «послания» противнику. Кто-то таким образом мстил за гибель своих товарищей по оружию.

Боец «Пилот» написал «За Змея» — Александр «Змей\Невский» (у солдата было два позывных) Кислинкий из батальона имени Архангела Михаила погиб во время боев несколько месяцев назад. «Мазай» мстил за маленькую девочку-балерину, которую украинские боевики убили, обстреляв центр Донецка из тяжелой артиллерии 4 августа во время прощания с «Корсой». Почему именно такой выбор сделал «Мазай» — я выяснил чуть позже.

Когда все было готово, пехота залезла на броню для сопровождения танка на позиции, откуда после будет вестись огонь по украинским позициям в районе Авдеевки, где сейчас проходят наиболее ожесточенные бои. «Мазай» занял позицию и запустил «птичку». Коптер устремился куда-то ближе к полю битвы. Предварительно дрон сделал разведывательный полет, вычислил огневые точки противника. Осталось скорректировать огонь танка, чтобы поразить позиции ВСУ. Ежедневно проводится по несколько подобных операций, которыми руководит «Мазай».

Я с ним познакомился меньше чем за час до начала операции. Визуально сложно было сказать, что он занимает руководящую должность. Уж слишком молодо он выглядел. «Мазай» не суров и угрюм, напротив, улыбчив и предельно общительный. Хвастался кадрами, которые сделал утром. На записи с коптера было видно, как горят позиции украинских боевиков. Должно быть, об этом рассказывал в своем обращении президент Украины Владимир Зеленский, когда говорил, что в районе Песок и Авдеевки сейчас ад.

Смотрел на «Мазая» и не мог отделаться от мысли, что о таких людях должны знать люди. Сейчас наступил период, когда большая аудитория условно «устала от войны» — люди вернулись к привычным заботам, привыкли жить в новых обстоятельствах. Это нормальная ситуация, ведь невозможно находиться в постоянном стрессе, а если есть возможность отвлечься от тревожных мыслей, то почему бы этим не воспользоваться. Жаль, что в Донбассе это сделать невозможно.

Поэтому публика все реже интересуется ходом событий в Донбассе, хотя происходящее сейчас мало чем отличается от весеннего периода. Но тогда любой репортаж из Мариуполя был в топе, люди обсуждали, следили за судьбой бойцов и мирных жителей. Порой даже появлялись новые символы и герои, которыми восхищаются люди. «Мазай» — менее медийный и публичный, поэтому о нем если и знают, то ограниченное число людей. А ведь этот молодой парень с 2014 года участвует в боевых действиях, на войне обзавелся навыками и теперь командует старшими по возрасту товарищами.

Я стал свидетелем еще одной успешной операции по корректировке огня беспилотником. В этой войне они играют одну из основных ролей в ведении боевых действий. Это было продемонстрировано во время Мариупольской операции, эта тенденция сохранилась и сейчас, когда идет освобождение населенных пунктов вокруг Донецка.

Танковый экипаж и пехота вернулись довольными. Улыбались и шутили. Удалось попасть по украинским боевикам еще несколько раз. Коптер запечатлел прямые попадания по укрепрайонам противника. Наступление хоть и медленно, но уверенно продолжается.

— Пехота, всем собраться, — командовал «Мазай».

Солдаты с автоматами и «морковками» запрыгнули на броню транспортера. На корпусе БТРа были различные надписи: роспись музыканта Алексея Поддубного из группы «Джанго», привычная Z, а также имя боевой машины «Александра». Сначала подумал, что это связано с Александром Невским, но ошибся. После «Мазай» объяснил, что назвал БТР в честь своей старшей пятилетней дочери Александры. Это многое объясняло, почему он решил танковый снаряд подписать «За маленькую балерину от Мазая».

Августовское солнце беспощадно палило. Мы уезжали под грохот танков. В ответ ничего не летело. Украинские солдаты будто и не собирались оказывать сопротивление. Били прицельно по городу. Снаряды падали в Киевском районе Донецка. ВСУ не нужна была военная победа над вооруженным противником, уничтожали мирное население, которое продолжает жить в зоне поражения. Вот, кто является целью украинских боевиков. Они мстили гражданским за то, что ВСУ проигрывают битву за Донбасс.