Денис Григорюк

Удар по центру Донецка в день прощания с «Корсой»

Репортаж с места трагедии

Порой на войне все зависит от случая. Тебе может повезти, а может так случиться, что ты окажешься не в то время не в том месте. И вот, твое разорванное, истекающее кровью тело лежит на асфальте в центре города. Труп накрывают занавеской из гостиницы, куда только что влетел снаряд тяжелой артиллерии.

***

На 10 утра 4 августа в театре оперы и балета в центре Донецка было запланировано прощание с легендарной «Корсой», которая погибла накануне. Подобные церемонии проводят всегда в одном и том же месте. Так прощались с «Моторолой», «Гиви», «Мамаем», Александром Захарченко, «Вохой». Власти Республики не стали делать исключение для «Корсы». С ней также должны были проститься в холле театра оперы и балета. Предварительно центральную улицу Артема перекрывают для передвижения.

К назначенному времени стали собираться люди. По традиции с Героем ДНР и России «Корсой» пришли проститься простые жители. Их было немного. Ситуация в городе напряженная, поэтому люди стараются избегать массовых скоплений. Но кроме рядовых жителей ДНР в театр приехали и представители властей. Среди них был мэр Горловки Иван Приходько.

В холле театра уже были люди. Несли цветы и венки, стояли у гроба. По традиции был выставлен почетный караул. Слева от гроба сидел молодой парень. Обычно на этом месте находятся родственники погибшего героя. Люди подходили к парню и высказывали слова утешения.

Полноценно церемония еще не началась. Обычно ждут приезда кого-то из представителей власти. Время еще было, поэтому вместе с итальянским журналистом Витторио Ранджелони мы вышли из здания театра, чтобы выпить кофе в соседней кофейне на улице Артема. Первый «прилет» прозвучал в тот момент, когда мы зашли в небольшое помещение, которое точно не могло стать укрытием. Следом стали падать снаряды снова и снова. Вся кофейня буквально затряслась. Падало очень рядом, но мы не могли понять, где именно. Очевидно, били по зданию театра. Всего насчитали порядка 4 «прилетов».

После того, как наступило затишье, стали выбираться ближе к гостинице «Донбасс Палас». На улице людей не было. На дороге перед гостиницей стоял одинокий автомобиль ГАИ. Самих сотрудников ГИБДД на месте не было. Горожане стали спускаться в подземный переход рядом с гостиницей. Вместе с Витторио сделали несколько шагов по ступенькам, когда прогремел еще один взрыв. Он был значительно громче. Битое стекло, фрагменты вывесок и прочие мелкие вторичные осколки стали сыпаться на головы.

Десятки людей в подземке перешли подальше от выходов. Здесь были старики, женщины с детьми, молодые девушки, сотрудники ГАИ, продавцы магазинов и повара закусочной, которые расположены в переходе. Позже сюда пришла молодая девушка из аптеки, которая находится совсем рядом с той кофейней, где мы укрывались от прошлых обстрелов.

— Прилетело прям в «Донбасс Палас», — рассказал один из сотрудников ГАИ.Я попытался выйти на поверхность. В подъезде соседнего дома вынесло окна. Вывески потрескались и вот-вот должны были осыпаться. Выходить из подземки было небезопасно, в том числе и из-за ситибоксов, в которые угодили осколки. Но мы все же рискнули.Повсюду лежали последствия обстрела: посеченные ветки, фрагменты битого кирпича, осколки стёкл. Впереди у гостиницы увидел место «прилета». Снаряд попал в угол здания. Обычно в этом помещении обедают постояльцы и гости «Донбасс Палас».

— А вот тело, — указал Витторио.

Судя по руке, я сделал вывод, что это была молодая девушка. Ее безжизненное тело уже успели накрыть занавеской из гостиницы. Обожженные ноги, раздробленное колено и окровавленная рука торчали из-под «покрывала». По брусчатке растеклась бордовая кровь. В метре от трупа лежала женская небольшая сумочка. Из нее выпал аккумулятор от смартфона.

Осколки пронзили входную дверь гостиницы. Мы прошагали по битому стеклу. Внутри находились журналисты в бронежилетах. Это место достаточно популярное среди акул пера. Среди корреспондентов даже появилась шутка - «батальон Донбасс Палас». На полу рядом с лифтами заметил размазанную кровь. Известно, что кто-то в самой гостинице получил ранение. Сняли последствия обстрела. Лежащие на креслах занавески, выбитые окна, через которые видно тело погибшей девушки.

Перед другим входом в переход заметил последствия еще одного прилета. Как выяснилось, было два снаряда, которые упали рядом с «Донбасс Паласом». Люди в этот момент оставались в переходе, боялись выходить на поверхность, так как обстрел мог повториться. Он и повторится, но позже.

Первые снаряды, которые мы застали в кофейне, упали рядом со зданием оперного театра. Мы нашли огромную воронку рядом с жилым домом, на первом этаже которого размещается закусочная. Пострадали автомобили, припаркованные рядом с кафешкой. Двери машины были прошиты осколками от снаряда калибром не меньше 122 мм. Похоже, таким же ВСУ ударили по зданию гостиницы. Недалеко от здания театра я нашел характерный осколок.

Мы решили вернуться в здание «Донбасс Оперы». Здесь продолжалось прощание с «Корсой». На тот момент священник проводил необходимые для таких случаев обряды. Люди не уходили, несмотря на то, что находиться именно здесь было опасно, так как противник мог нанести повторные удары.

Причины обстрелов центра Донецка очевидны. К слову, они продолжаются и сейчас, когда я пишу этот текст. ВСУ знали, куда и зачем бьют. Церемония прощания с Героями ДНР — традиционное мероприятие. О том, как и где она проходит, знают буквально все, в том числе и украинская сторона. Били прицельно по зданию театра, но разлет снарядов был таким, что досталось еще и гостинице, по которой никогда до этого не прилетало. По зданию оперного театра тоже раньше не били, снаряды падали рядом, но тут было очевидно, что метили именно в «Донбасс Оперу». Все снаряды легли в округе театра: на Театральный проспект, бульвар Пушкина и гостиницу «Донбасс Палас».

Жертв могло быть больше. К счастью, из-за перекрытой улицы Артема автомобилей здесь не было. В обычный день здесь проезжают десятки гражданских машин и общественный транспорт, наполненный людьми, которые едут на работу. Знали ли об этом украинские военные? Разумеется, да. Били с учетом «сопутствующего ущерба». Только под этим сухим термином скрываются реальные люди, которые не смогли пережить этот день. Известно, что порядка 5 людей сегодня погибли в центре Донецка. Около десятка получили ранения, в том числе и сотрудники «скорой помощи», которые прибыли оказывать помощь пострадавшим.

4 августа — еще один черный день в истории современного Донбасса. Сколько еще таких будет — неизвестно. Но понятно, что это будет продолжаться до тех пор, пока украинские военные преступники находятся в непосредственной близости от города. Хотя, даже если их и отогнать, то все равно благодаря помощи «западных партнеров» у ВСУ будет возможность наносить удары по столице ДНР и другим городам Республики.