Борис Джерелиевский

Кто мешает транзиту зерна

Нацистский режим как главная проблема Черноморского региона

В итоговом заявлении состоявшегося саммита «Большой семерки» немалое внимание уделено теме надвигающегося продовольственного кризиса и украинского зерна. Запад вновь взялся за затихшую было «зерновую» тему, привычно обвиняя Россию в «провоцировании продовольственного кризиса». Так, экзальтированная глава МИД ФРГ Анналена Бербок заявила, что Россия «использует голод в качестве оружия».

Еще более креативный подход продемонстрировало британское издание The Guardian, объявившее, что США располагают информацией о минировании Россией подходов к портам Одессы и Очакова. «Кроме Одессы и Очакова, РФ собирается заминировать устье Днепра, чтобы сделать невозможным морской экспорт из Украины», - пишет газета, пытаясь игнорировать тот очевидный факт, что морские мины – это оборонительное оружие, которое не используется атакующей стороной. И минирование прибрежных вод осуществлялось именно бандеровцами, опасающимися высадки российского десанта, что, собственно, признавали в Киеве, когда заявляли, что готовы санкционировать разминирование только под гарантии стран НАТО.

Между тем, мины являются не главной проблемой, препятствующей морскому транзиту украинского зерна. Сегодня турецкие трейдеры и продовольственные компании весьма энергично продвигают свои услуги по продаже российского зерна и масляничных культур на Ближний Восток и в Африку, и вполне однозначно высказывают свою заинтересованность в организации продаж и украинского зерна.

Именно поэтому Анкара так активна в стремлении возобновить морской транзит зерновых из украинских портов. Она готова взять на себя и посреднические функции, и работы по разминированию, и обеспечение, совместно с Россией, перевозок. Однако пока что все усилия Турции не встречают поддержки со стороны Украины, якобы заинтересованной в возобновлении морского экспорта. В чем же дело?

Причин очень много. Во-первых, это нежелание Польши терять фактическую монополию на транзит украинского хлеба, отдавая основной контроль над ним туркам. Как мы знаем, влияние Варшавы на Зе-офис сегодня весьма значительно.

Во-вторых, это, как ни странно, оружейный вопрос. На последней встрече в Рамштайне режиму Зеленского предложена была следующая форма военной «помощи» – оружие в обмен на зерно. Причем зерно по цене в два раза ниже рыночной стоимости. Впрочем, учитывая логистические сложности, придерживаться принципа «утром хлеб, вечером оружие» не получается. И Киев старается играть на этом, вполне сознательно притормаживая хлебные поставки.

Зе-офис прекрасно понимает, что крупным европейским государствам выгодно быстро вывезти зерно, и небезосновательно опасается, что после этого у них серьезно сократится мотив для дальнейшей поддержки нацистского режима, что может сказаться на денежных траншах и тех же оружейных поставках.

В-третьих, в Киеве еще питают, хотя и очень слабую, надежду, что под предлогом разминирования и разблокирования одесских портов им удастся затащить в черноморскую акваторию корабли НАТО (турок они, видимо, полноценными членами альянса не считают). Эти несбыточные мечты у нацистов поддерживают в Лондоне, недавно заявив о готовности помочь им с морским разминированием.

В-четвертых, Зе-офис, как указывают украинские источники, опасается, что открытие гуманитарных коридоров через порты Одессы может перейти в практическую плоскость и нарушить их коррупционные схемы, поскольку, в отличие от железнодорожных составов и автомобильных перевозок, количество зерна, перевозимого морским путем, легко контролировать по числу и осадке балкеров.

Иными словами, именно на Банковой сегодня меньше всего заинтересованы в открытии морского транзита украинского зерна и предпринимают все усилия, чтобы он не открылся. Прежде всего, стараются максимально затянуть переговоры в Стамбуле, как некогда в Минске. Второй путь - максимальная эскалация в море. Так что атаки Змеиного имеют своей целью не деблокаду одесских портов, а скорее - наоборот. При столь интенсивных боевых действиях с обстрелами острова и кораблей возле него ни о каких гуманитарных коридорах речи не будет.

Так что главное препятствие на пути черноморского транзита, а также источник всех других проблем региона – это нацистский режим, без устранения которого их не решить.