Денис Григорюк

Донецк в огне

Обстановка в обстреливаемом городе

Донецк в огне. Дым затянул центр города, который всегда был безопасным местом, но в последний месяц ситуация кардинальным образом изменилась. Всю сводку обстрелов нет смысла приводить, проще сказать, что падает везде, во всех районах города. Отличие лишь в степени интенсивности, но не в применяемом ВСУ вооружении. Речь уже даже не идет о прифронтовых районах, они априори в сводках, но теперь даже центр и тыл Донецка - это места, где можно услышать свист и разрывы украинских снарядов, вернее будет сказать, западных снарядов, выпущенных украинскими боевиками.

Это прекрасно понимают дончане, поэтому центральные улицы, которые некогда были наиболее оживленными, теперь пустые. На улицах Артема, Университетской, Розы Люксембург, Щорса, проспекте Богдана Хмельницкого редко можно встретить человека. Люди стараются передвигаться перебежками от укрытия к укрытию, спускаться в подземные переходы или пережидать обстрелы в магазинах или паркингах торговых центров. Редко можно встретить гражданский транспорт, дороги пустые. И всё же частично, но общественный транспорт ходит, даже во время обстрелов, что, безусловно, поражает.

Всё же есть в Донецке более спокойные районы, куда просто падает не так часто, как в остальные. В таких местах можно встретить людей, чаще всего стоящих в очереди за технической водой. С водоснабжением в городе все так же напряженно. Из-за обстрелов развоз питьевой воды по городу приостановлен. В большинстве районов воды нет уже больше недели, а в отдельных месяцами отсутствует водоснабжение, хотя раньше могли включить воду по графику на несколько часов, чтобы пополнить запасы. Сейчас уже и об этом периоде вспоминают как о лучших временах. Не стоит забывать и о перебоях с электричеством. В обстреливаемых районах часто пропадают свет и интернет. Во время обстрелов даже мобильная связь может не работать.

И всё же нельзя назвать Донецк пустым городом. В отличие от первой фазы конфликта в 2014 году, когда Донбасс покидало большое количество людей, сейчас в Донецке все же остались местные жители. Приспособились, научились выживать. Причин не покидать город – у каждого целый ворох. Это и престарелые родственники, и квартиры, и работа, и нежелание садиться кому-то на шею и так далее. Поэтому дончане продолжают оставаться в своих домах, даже в условно «тихие» районы не всегда готовы перебраться.

В подобной обстановке невозможно избежать недовольства. Негодование среди дончан растет. Люди возмущены обстрелами, которые с каждым днём только усиливаются. Это предсказуемая реакция. В том числе и на нее делают расчёт те, кто отдают приказы бомбить мирные кварталы Донецка. Причем атаки лишь ужесточились. К примеру, 18 июня погибли двое сотрудников МЧС ДНР. Тактика у ВСУ крайне жестокая — украинские боевики знают, что на месте обстрела обязательно собираются люди. Это могут быть простые зеваки, люди, снимающие все на смартфоны, военкоры или спасатели. Именно в этот момент ВСУ наносят повторный удар по тем же координатам.

Аналогичная ситуация произошла накануне, когда на место обстрела возле части ВГСЧ приехали спасатели и журналисты. По ним был нанесен повторный удар, хотя здание получило значительные повреждения. Цель подобного — забрать как можно больше жизней. Кто так поступает, если не террористы? Думаю, ответ очевиден.

Вчера, во время ПМЭФ, президент России Владимир Путин ответил на волнующий в первую очередь дончан вопрос об обстрелах Донецка. Он объяснил, почему штурмовать позиции ВСУ в районе Авдеевки на данный момент невозможно. Ответ был вполне предсказуем и логичен. В лоб идти на укрепленные позиции ВСУ никто не будет. Очевидно, что именно этого ВСУ намерены добиться своими террористическими ударами по Донецку – оттянуть силы на других участках фронта и заставить их ударить в подготовленные части украинской армии.

Но логика в условиях, когда свистят снаряды над головой, город затянут дымом после обстрелов, а атаки длятся уже по несколько часов, не всегда срабатывает и уж тем более не успокаивает. Понять, почему все так, а не иначе, вполне можно, но сил это не придает.