Денис Григорюк

День Победы в Мариуполе

Праздник со слезами на глазах

Впервые за 8 лет Мариуполь отпраздновал День Победы без каких-либо ограничений, которые чинили украинские власти. Жители надевали георгиевские ленты, брали в руки Знамя Победы и шли к памятным местам, чтобы почтить память тех, кто отдал свои жизни за Победу в Великой Отечественной войне.

Ещё несколько недель назад в одну из своих поездок в Мариуполь я подумал о том, что необходимо любыми способами попасть сюда 9 мая. Неважно, были бы какие-то торжества или нет, но я был уверен наверняка, что местные выйдут отпраздновать этот день.

Утром 9 мая мы заехали в Мариуполь со стороны, с которой ранее в город не попадал. Я заезжал со стороны «Метро», Сартаны и Маншуга. Проехали мимо знаменитого памятника Сталевару. При украинской власти его «наряжали» в вышиванку, но в этом году ничего подобного не будет. На монументе появился триколор ДНР. Теперь это освобождённая территория Республики. Никаких вышиванок здесь больше не будет.

Пока ехали по городу, работала артиллерия. Союзные войска ДНР и России продолжают добивать нацистов, засевших в «Азовстали». Их осталось немного, но дело ещё не завершено. Поэтому торжества проходили под канонаду.

Тамара Федченко

Небольшая аллея с лавочками и ухоженной клумбой. У мемориального комплекса Вечный огонь. Ближе 9 утра стали собираться люди. Мариупольцы приходили к памятнику «Жертвам фашизма». У кого-то заранее были георгиевские ленты на груди. Остальным раздавали бесплатно символы, которые ранее были запрещены. Играли песни военных.

По алее шли трое. Мужчина и женщина помогали идти ветерану. Дочь со своим супругом помогали Тамаре Петровне Федченко прийти на торжественные мероприятия. Ветеран трудилась в тылу, помогала рыть окопы солдатам Красной армии, собирала урожай, чтобы отправить его на фронт. Со слезами вспоминала последние 8 лет, когда родственники советовали не выходить на торжества 9 мая. Если и осмеливались, то никакой советской символики. Украинские власти официально запретили использование и приравняли её к фашистской. Но мариупольцы всё равно надевали на себя ленты, которые после срывали нацисты.

«Мы не ходили на парад. Раньше каждый год с внуками ходили. Хорошо праздновали. Но потом началось. Подходили молодчики, видели ленточку и её срывали. А потом топтали ногами. Мы боялись выходить. Но мы смотрели парады по телевизору. Бабушка у нас всегда плакала. Спрашивала: «Почему я не пошла?». Было очень опасно», — рассказала дочь Тамары Петровны.

Женщина вспомнила, как их освободили российские военные. «Открывается дверь. Стоят двое высоких ребят. Говорят, что они русские. Мама плакала и кричала: «Ребята, неужели мы вас дождались». Мы спрашивали: «Ребята, вы нас не бросите? Вы нас защитите?» Это было волнительно!» — рассказала жительница Мариуполя.

В итоге, Тамара Петровна приняла активное участие во всех торжествах. Зажигала Вечный огонь вместе с Главой ДНР Денисом Пушилиным. Обращалась к жителям Мариуполя с приветственным словом. И плакала. Но уже не от горя.

Александр из Мариуполя

От памятника «Жертвам фашизма» участники торжеств пронесли 300-метровую георгиевскую ленту. Несли по освобождённому от нацистов Мариуполю до самого монумента Воину-освободителю. Здесь я встретил мужчину, закутанного в флаг в цвет георгиевской ленты. На нём была ковбойская шляпа. Он стоял рядом с монументом и смотрел за мероприятиями со стороны. На сцене артисты Донецкой филармонии пели песни военных лет.

«Это не простой человек. Он потерял руку 9 мая 2014 года у здания МВД», — заговорила со мной спутница мужчины.

Как оказалось, Александр принимал активное участие в проведении референдума, собирал подписи, писал плакаты, а 9 мая оказался на месте трагедии, когда нацисты сожгли здание МВД. В результате тех события Александр потерял правую руку. Все 8 лет, что Мариуполь находился под контролем украинских боевиков, им приходилось молчать о своей позиции, о своем участии в событиях 2014 года.

— Как вы жили всё это время?

— Вот так и жили, — скупо ответил мужчина.

Пара с радостью встретила российские войска. Они ждали этого долгие 8 лет и уже даже не надеялись, что когда-либо это произойдёт. Но теперь город освобождён, и они открыто могут праздновать один из главных праздников.

Анатолий Марсельевич

Ветерана на коляске встретил абсолютно случайно. Он опоздал на основную часть торжеств. Ехал с самой улицы Куприна. Эта улица находится недалеко от «Метро» и торгового центра «Порт Сити». Это уже известная точка в Мариуполе, где местным раздуют гуманитарную помощь. Эту часть города одной из первых освободили. Здесь же я попал под обстрел, когда впервые 20 марта приехал в Мариуполь. Как оказалось, Анатолий Марсельевич был свидетелем того удара по группе журналистов.

«Я вас видел. Вы запаниковали. Ваш командир вам сказал бежать в подъезд. Этого нельзя было делать. Вы правильно ушли за дом, но потом побежали к подъезду. Я вам кричал, чтобы вы оставались. Там можно было укрыться под балконом, но вы побежали. По вам ещё раз могли ударить», — говорил мне ветеран.

Анатолию Марсельевичу 78 лет. Он не просто ребёнок войны, он родился в немецком концентрационном лагере. Его отец — француз. Отсюда и такое необычное отчество. За свою долгую жизнь ветеран был танкистом (поэтому он был в военной форме), а также моряком. С 1978 года живёт в Мариуполе. Весь период боевых действий за город был у себя дома.

«Бабка заставила в подвал спуститься. А зачем? Я считаю, что что суждено, того не миновать», — поделился ветеран.

К Анатолию Марсельевичу постоянно подходили военные. Жали руку, общались с ним, поздравляли и благодарили. Он смеялся и шутил.

«Та, что я сделал? В пеленки только гадил», — отвечал улыбчивый старичок.

На одном из костылей у него была георгиевская лента. Рассказал, что все 8 лет он выходил на празднования. Советскую символику не носил, но нацисты всё равно обходили старика стороной. Боялись, что ли. В этом году Анатолий Марсельевич взял с собой пару гвоздик. Одну положил к памятнику погибшим морякам, а вторую — к недавно установленному памятнику бабушке из Харьковской области, которая отстояла Знамя Победы, которое топтали украинские военные на известном в Сети ролике.

До сих пор на сцене из колонок играли песни военных лет. Анатолий Марсельевич тихо подпевал. Знал текст всех песен наизусть.«Как же давно я не слышал этих песен», - прошептал Анатолий Марсельевич.

Владимир Стеклов

В этом году на День Победы в Донбасс приехал известный российский актёр Владимир Стеклов. Артист решил поехать вместе с журналистами в освобождённый Мариуполь. Это был его первый визит в морской город. Прошлой осенью вместе с комбатом «Спарты», Героем ДНР и России Владимиром Жогой он был в Донецком аэропорту, а в этом году актер поддержал специальную военную операцию России на Украине и поэтому приехал вновь в Донбасс, увидеть собственными глазами, что здесь происходит.

После торжественных мероприятий Владимир захотел попасть в наиболее повреждённые части Мариуполя. Мы поехали к печально известному драматическому театру. Я рассказал ему то, что услышал от местных жителей. Владимир внимательно слушал и снимал всё на свой планшет, чтобы потом показать своим коллегам в России.

Следом отправились к подбитому танку в центре Мариуполя. Здесь открывался вид на дымящуюся «Азовсталь». Весь день по позициям нацистов союзные войска России и ДНР наносили удары. В небе кружил самолёт ВКС РФ. Одна за другой ракеты вонзались в строения завода. Валил дым. Владимир пытался подобраться поближе, чтобы из руин сфотографировать «Азовсталь». И сделал это.

Мы стояли у разрушенного здания первой школы Мариуполя, когда возле нас остановился потрёпанные боями бус с символами «Z». Из салона доносился русский реп. Из буса выбрались двое молодых бойцов. Спросили, есть ли у нас сопровождение. Только спустя минуту они поняли, что с нами был известный российский актёр. Вспомнили его по роли прапорщика Кантемирова из сериала «Кадеты». Как признавался сам актёр, к нему неоднократно подходили солдаты и говорили, что благодаря этому фильму в своё время пошли на службу в вооруженные силы. Парни попросили сделать несколько фото с известным актёром. Он не отказал. Обнял обоих. Довольные солдаты запрыгнули в бус и уехали выполнять боевые задачи.