Алексей Сокольский

Возвращение русской истории

О перестройке образования в начальных классах школы

Министерство просвещения РФ наконец-то сподобилось принять решение о возвращении преподавания истории в начальные классы школы. И подтолкнула к этому чиновников от образования спецоперация по денацификации Украины. Они неожиданно для себя узрели, что национальная история – это идеологическое оружие, без которого стране просто не выстоять.

Одна беда – изучать историю дети будут в рамках «Окружающего мира»–самого аморфного предмета, в который впихнуты и гуманитарные, и естественные науки.

Нет, друзья мои, так дело не пойдет. История должна идти отдельно, а не размываться рассказами о покупках-продажах, строении человеческого тела и прочем. Это уже будет профанацией хорошей идеи.

Кроме того, вряд ли стоит рассказывать ученикам до 4 класса включительно что-то неинтересное, вроде земельного владения и прочей экономической казуистики. Детей привлекают всегда личности героев, на которых и держалась наша держава.

Курс истории обязан содержать в себе интересные и поучительные сведения о жизни и деятельности русских князей: Святослава Храброго, Владимира Красно Солнышко, Владимира Мономаха, Александра Невского и т. д. Он не обойдется и без великих русских полководцев от А. В. Суворова и до Г. К. Жукова.

А как можно представить русскую историю без святых: святителя Алексия Московского, преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского?

Надо, чтобы школьники узнали и полюбили устроителя Крыма Потемкина и отца-основателя нашей космонавтики Королева. Да и много, что еще необходимо.

Извините, но эта тематика не вписывается в «Окружающий мир».

Однако есть еще и проблема преподавания истории в старших классов. Скажем, учебник по истории средних веков откровенно западноцентричен. Вот и говорит он о Франции, Англии, Германии, Карле Великом и его лжеимперии, а самому великому государству Средневековья – Византийской Империи отведены только несколько параграфов. Но ведь варварские короли Запада утверждали свои титулы у византийского Императора. В Византии развивалось образование, а первые университеты возникли еще в V веке на ее территории.

Россия – прямая наследница Византии (Ромейской Империи). И мы должны изучать историю ее, а не Запада, который нам всегда являлся врагом.

И любой исторический школьный учебник обязательно должен быть привязан к русской истории. Иначе просто и не может быть в нормальном государстве.

М. П. Погодин (1800-1875), русский историк писал: «Ни одна История не заключает в себе столько чудесного, если можно так выразиться, как Российская. Воображая события, ее составляющие, сравнивая их неприметные начала с далекими, огромными следствиями, удивительную связь их между собою, невольно думаешь, что перст Божий ведет нас…»