История городского светодизайна
Отдел информации

История городского светодизайна

Светодизайн города и интерьера – настоящее искусство, наслаждаться которым можно бесконечно. Сегодня города – от небольших населённых пунктов до мегаполисов – переливаются яркими огнями витрин и фасадов. Искусство архитектуры света городских пространств включает в себя подсветку фасадов зданий, городское уличное освещение и даже единую концепцию освещения уличных витрин.

Светотехническая компания Fossa Electric, специализирующаяся на архитектурном освещении (https://fossa-electric.com/), отмечает, что история светодизайна в России и мире началась еще несколько веков назад.

История светового дизайна в России

Светодизайн в архитектуре используется довольно давно. Необходимость оригинальной подсветки появилась вместе с развитием архитектуры и дизайна интерьера. Именно тогда архитекторы впервые столкнулись с необходимостью проектирования подсветки, чтобы выгодно подчеркнуть особенности интерьера.

Разумеется, бюро светодизайна и профессии светодизайнер тогда не было. Поэтому светотехническое оборудование создавалось самими архитекторами. Это были масляные лампы, люстры, напольные и настольные светильники со свечами, которые органично дополняли созданный интерьер. Примеры исторических светильников можно увидеть и сейчас: они сохранились в исторических зданиях Москвы, Санкт-Петербурга и других городов.

Светодизайн освещения интерьеров зданий активно использовался в XVIII веке. Б. Растрелли, Д. Трезини и другие архитекторы проектировали свои дворцовые комплексы «под ключ», продумывая не только архитектуру с интерьером, но и освещение. При строительстве дворцов и особняков архитекторы продумывали каждую мелочь: от люстр в парадной зале до уличных фонарей.

Подсветка всегда шла в ногу с модой и временем. В XVIII веке создавались светильники в стиле барокко и рококо, в начале XIX века в моду вошел классицизм, а к концу века – в интерьерах и на улицах преобладали светильники в стиле модерн.

С XIX века стали задумываться не только о подсветке интерьеров, но и городских зданий в целом. В качестве примера можно привести иллюминацию, которую устроили возле Кремля в честь коронации двух императоров: Александра I и Александра III.

Эпоха электричества

Когда появились электрические лампы, светодизайн Москвы и Санкт-Петербурга вышел на принципиально новый уровень. Например, во время коронации Александра III для архитектурного освещения Кремля было использовано 3 500 лампочек и 8 электрических солнц. Зрелище для тех лет получилось незабываемым! В подсветке Кремля принимала активное участие легендарная компания Siemens.

Светодизайн в архитектуре зданий в современном понимании активно используется с середины XX века. В 1952 году архитектор и основоположник светодизайна Ричард Келли даже вывел теорию освещения. В его концепции свет используется, чтобы:

  • Видеть;
  • Увидеть;
  • Смотреть.

XXI век

В 1990-2000 годах активно стали использоваться светодиодные светильники, которые вновь подтолкнули светодизайн к переосмыслению, сделав его не только ярким, но и экономичным. Сейчас в историческом центре Москвы и Санкт-Петербурга подсвечиваются практически все здания, создавая запоминающуюся панораму улиц. Светодизайнерские проекты разрабатывают не только для исторических памятников, но и для жилых комплексов, вокзалов, ресторанов, банков, театров. Такое освещение не только преображает здания, но и делает безопаснее ночные улицы.

Подсветка используется не только статичная, но и динамическая. Активно внедряются медиаэкраны и фасады. Отрасль развивается семимильными шагами, с каждым годом становясь красочнее и интереснее.