«КУБ-БЛА» отправляется в войска
Владлен Татарский

«КУБ-БЛА» отправляется в войска

Отечественный дрон-камикадзе завершил испытания

Пришла новость о том, что дрон-камикадзе «КУБ-БЛА» от Zala («дочка» Калашникова) завершил государственные испытания и поступит в войска в 2022 году. Радоваться этому или печалиться?

Конечно, хорошо, что у нашей армии появляется хоть что-то подобное, напоминающее старые израильские Orbiter-1, разработанные много лет назад. Преимуществом Orbiter-1 является ещё то, что его буквально можно таскать в рюкзаке.

Если объяснять просто, что такое “КУБ-БЛА”, то это такой ПТУР с моторчиком. Так как время полёта всего 30 минут, то для эффективного применения нужен БПЛА-разведчик, который бы висел над линией фронта, мониторил обстановку, находил цели, а потом “подсвечивал” “КУБ”.

Кстати, к вопросу о том, что “в настоящей войне никто не позволит вот так висеть дронам”. Конечно, есть “военные теоретики”, для которых “настоящая война” - это ядерные удары и бегущие в ОЗК по радиоактивному пеплу солдаты, но кроме такой войны существует много других войн, где нет ПВО и РЭБ. Даже наличие всех видов ПВО и РЭБ у противника никогда не позволит перекрыть ими всю линию фронта. Поэтому такое оружие, как дроны-камикадзе, барражирующие боеприпасы – очень эффективное средство в любой войне, кроме ядерной.

К сожалению, из-за проблем в области электроники наша промышленность не может производить барражирующие боеприпасы наподобие израильского “Харопа”, которые сами могут выбирать приоритетные цели и висеть в воздухе по 6-9 часов (разные ресурсы дают разные данные). “Ланцет-3”, в отличие от “КУБ-БЛА”, обладает телевизионным каналом наведения и не теряет видеоконтакт с оператором до самого соприкосновения с целью, но тоже не может висеть в воздухе больше 40 минут.

Помимо короткого полетного времени, есть еще главная проблема. «Развертывание серийного производства БЛА «Ланцет» лично мне представляется далеко не тривиальной задачей. Мы талантливы в разработке каких-то прототипов, опытных образцов, но вот серийное производство еще с советских времен у нас всегда вызывает проблемы. Блоху подковать можем, а поставить подковку блох на конвейер — уже нет», — говорит директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов.

Связано это с тем, что при серийном производстве и насыщении войск в требуемом количестве этого типа БПЛА мы столкнемся с тем, что много чего нужно будет закупать за границей и всё это в сложной политической обстановке.