Похороны китайской синицы
Анна Пономарева

Похороны китайской синицы

Инвесторы «Мотор Сич» подали иск против Киева в Гаагский суд

На украинском горизонте четко обрисовалась китайская угроза. Beijing Skyrizon, китайский инвестор авиастроительного украинского концерна «Мотор Сич», собирается возместить свои убытки и получить изрядную компенсацию. Настроены китайские товарищи весьма серьезно, они подали иск в арбитражный суд Гааги и намерены вытрясти из Киева сумму более $4,5 млрд (несколько месяцев назад речь шла о $3,5 млрд), опираясь на «Соглашением между правительством Украины и правительством КНР о привлечении и взаимной защите инвестиций», которое вступило в силу 31 октября 1992 года.

В случае положительного решения, а в Пекине уверены в успехе этого дела, вердикт суда будет болезненным для украинской экономики. Китайцы очень обижены на киевские власти и не собираются отступать, игнорируя все губительные возможные последствия, на которые Киев обрек себя сам, действуя по разнарядке из Вашингтона. Как говорится в заявлении компании: «Врезультате несправедливого отношения украинского государства к китайским инвесторам в течение последних пяти лет и непрерывного применения незаконных мер китайские инвесторы понесли значительные убытки как на Украине, так и в Китае». Более того, инвесторы думают по поводу других требований, то есть сумма в $4,5 млрд — не окончательная, и обсуждается возможность «о возмещении дополнительных убытков».

«Мы всегда соблюдали законы и правила в нашей деятельности. Мы решительно выступаем против жестокого поведения украинского правительства, которое злоупотребляет концепцией национальной безопасности, путает правильное и неправильное, политизирует нормальную экономическую и торговую практику, злоупотребляет государственной властью и необоснованно подавляет китайские предприятия», — заявили в китайской компании.

Надо сказать, что запрягали инвесторы из КНР долго, но основательно. Как говорят эксперты, теперь комар носа не подточит, и делают ставки по поводу того, сколько еще накинут китайские товарищи сверх озвученной суммы. И, в принципе, все более-менее авторитетные инвесторы коллег из КНР в этом деле только поддержат, поскольку государственное рейдерство Киева мало кому пришлось по вкусу. Сначала на Украине позволили китайцам заплатить и приобрести 56% акций «Мотор Сич», но потом по звонку из Вашингтона Киев не только заморозил активы товарищей из Поднебесной, но и ввел против них санкции. А позднее украинский Совет национальной безопасности и обороны решил вернуть концерн в государственную собственность, национализировав предприятие.

Подобное решение команды Владимира Зеленского моментально уничтожило кредит доверия, в результате на Украине был зафиксирован рекордный отток инвестиций. Тогда аналитики с недоумением вопрошали, какую позу приняли извилины киевских политиков, раз те решились на столь самоубийственный кульбит? Неужели все дело лишь в исполнении прямых указаний США, которые были обеспокоены быстрым ростом китайской армии и попыткой Пекина обзавестись производством двигателей для своих ВВС, и ничего взамен? Гадали, правда, не долго, вскоре на этот счет в западных СМИ было опубликовано расследование. Выяснилось, что альтернативу Киеву все-таки предложили, да еще какую — из разряда сказочных.

Как сообщал журнал Time, на «Мотор Сич» имел свои виды основатель крупнейшей американской частной военной компании Blackwater (с 2009 года Academi) Эрик Принс. 90% прибыли Academi, кстати, обеспечивают заказы правительства США. Как утверждают американские расследователи, этот Принс (он еще известен как специалист по доставке вооружений в зоны конфликтов, куда Вашингтон не хочет поставлять их напрямую) собирался создать новую ЧВК на Украине, завербовав ветеранов АТО. Подобным задумкам способствовало много факторов, в том числе готовность Киева узаконить создание частных армий, о чем даже поговаривали в Верховной Раде.

Помимо этого, своей задачей американец поставил получение контроля над частью военно-промышленного комплекса Украины, включая «Мотор Сич», производящий двигатели для истребителей и вертолетов. Соответственно, в Киеве с подачи Принса были уверены, что он создаст «вертикально интегрированный консорциум авиационной защиты», который объединит ведущие авиационные и аэрокосмические компании Украины и будет способен ежегодно приносить прибыль в размере $10 млрд, и даже конкурировать с Boeing и Airbus. О какой, скажите, китайской синице может идти речь в этом случае, когда в небе сверкает американский журавль?

Однако планам Принса помешало поражение на выборах Дональда Трампа. Этот персонаж и его амбициозные задачи были не интересны Джо Байдену, который занял место покровителя Принса. А украинское правительство всегда слушало, что ему диктуют в Вашингтоне, и дело спустили на тормозах. Причем нового предложения из Вашингтона так и не поступило, а платить по счетам придется, как обычно, Киеву.