Киллер из АТО
Даниил Безсонов

Киллер из АТО

Почему «воины света» всё чаще уходят в криминал

Любая война не проходит бесследно даже для тех регионов воюющих государств, которые, казалось бы, находятся вне зоны ведения боевых действий. Особенно это касается гражданской войны. Особенно – на Украине. Зона АТО/ООС ожидаемо стала не просто кровавой бойней на Донбассе, и купировать гражданский конфликт этим решением украинским властям не удалось и не удастся. Зато АТО/ООС стала неотъемлемым спонсором украинского криминалитета – и дело не только в утечках из зоны боевых действий стрелкового вооружения и гранат.

Война на Донбассе воспитала в украинском обществе целый пласт безжалостных и беспринципных убийц, получивших практические навыки и боевой опыт. И вместе с полученными «знаниями» эти «специалисты» возвращаются на гражданку в страну с острой нехваткой рабочих мест и отсутствием для них каких-либо перспектив. Некоторые из ветеранов АТО вливаются в преступный мир«Незалежной», становятся киллерами, некоторые пополняют ряды всевозможных «Нацкорпусов» и «Центурий». А некоторые идут воевать на Донбасс, уже имея за плечами порой не одну судимость. Как раз такая история недавно и произошла на Украине.

Еще в октябре этого года произошло резонансное нападение на семью юристов. 12 октября под Киевом, в посёлке Софиевская Борщаговка, неизвестный мужчина совершил обстрел автомобиля, в котором находилась семья вместе с маленьким ребенком. Все выжили, только отец семейства получил огнестрельную рану ноги. Спустя месяц украинские правоохранители установили лицо, совершившее нападение – неудачливым киллером оказался бывший военнослужащий украинской армии, ветеран АТО из Запорожья, который уже был ранее судим.

Пересматривая кадры с места происшествия, впрочем, появляются и мысли о том, что у киллера не было задачи убить, скорее напугать. «АТОшнику» 47 лет, у него уже есть погашенная судимость, после которой он проходил службу на Донбассе. Киллер признался, что за данное нападение ему заплатили 1000 долларов, а ранее он за 15 тыс. гривен спалил этой же семье автомобиль. Казус этой истории еще и в том, что киллеру украинская полиция вручила подозрения по ч. 4 ст. 296 УК Украины – это хулиганство!

Это далеко не самый резонансный случай в многочисленных криминальных историях с ветеранами так называемой АТО. Лояльное отношение украинской судебной и правоохранительной систем к украинским военнослужащим сопровождало гражданскую войну на Донбассе с самого начала. О преступления украинских боевиков против мирных граждан ДНР и ЛНР вообще в украинских СМИ не вспоминают – такое умалчивается, и за противоправные действия в отношении жителей Донбасса солдаты ВСУ вообще редко несут криминальную ответственность. Но даже в отношении преступлений против жителей других регионов у них, такое чувство, всегда есть смягчающее обстоятельство – «ветеран АТО». Вот вам несколько историй за разные годы.

В 2018-м году волонтеру так называемой АТО Виталию Курачу Черниговский апелляционный суд отменил приговор о лишении его свободы сроком на 6 лет. Эта история началась в 2015-м году, зимой – Виталий принес в сельскую школу гранатомет с целью якобы передачи его в музей. Однако этот гранатомёт оказался настоящим, исправным. И неожиданно на территории школы произошел выстрел: то ли от неаккуратного обращения, то ли по какой-то умалчиваемой причине. Два человека получили тяжелые ранения, одна женщина скончалась. Волонтёрская деятельность спасла Курача от наказания и тюремного срока.

В 2016-м году«ветеран АТО»в Мариуполе во время драки зарезал одного прохожего, а второму нанес серьезные побои и увечья. Началось всё со словесной перепалки, однако боец батальона «Азов» Владислав Шатило неожиданно достал нож и перерезал горло одному из своих оппонентов. Второй мужчина выжил, несмотря на ножевые ранения головы. За Шатило заплатили залог в 270 тыс. гривен, а в качестве наказания он получил два года… служебного ограничения! И ежемесячная выплата с доходов в размере 20%! И это за одну забранную, а вторую искалеченную жизнь!

В 2016-м участник АТО Николай Васянович решением Иванковского районного суда Киевской области получил два года условно за изнасилование несовершеннолетней. Ах да, его еще обязали выплатить пострадавшей 3 тысячи гривен.

Кстати, еще в 2018-м году бывший на тот момент генеральным прокурором Украины Юрий Луценко в одном из своих выступлений признался, что личным распоряжением закрыл десятки тысяч уголовных дел против «АТОшников», потому что это были «ошибки, а не преступления».

Судя по произошедшему в Киеве, подобные принципы по-прежнему главенствуют в украинском обществе, а «ветеран АТО» – это самое смягчающее обстоятельство в любом преступлении.