Учеба в условиях ковида
Денис Григорюк

Учеба в условиях ковида

В ДНР могут досрочно ввести «дистанционку»

Обострение на фронте — далеко не единственная проблема в ДНР. В данном материале я хочу поговорить о коронавирусной инфекции, точнее, о том, какие она создает препятствия для образовательного процесса, а также поговорить о положительных и отрицательных сторонах отмены дистанционной формы обучения.

Дистанционное образование

Из-за увеличения количества заболевших осенью 2021 года республиканские власти приняли решение отправить учебные заведения на дистанционную форму обучения. Для школьников сначала были объявлены увеличенные и досрочные каникулы, а студенты стали учиться удалённо. После всё же в школах была введена так называемая «дистанционка». Власти приняли решение, согласно которому дистанционная форма обучения продлится до 29 ноября.

Очевидно, что такая форма обучения ударила по качеству учебного процесса. В особенности это касается начальных классов. Дети младших классов не самостоятельны, и крайне сложно учить ребёнка в видеоформате. Учителя получили рекомендации от департамента просвещения, согласно которым дети должны выполнять задания с родителям, то есть в вечернее время. Складывается ситуация, при которой учителя начальных классов будут работать в том числе и вечером.

Но это далеко не самое плохое. Банально, дети плохо усваивают материал по видео, а родители вынуждены выполнять функцию учителя, хотя навыками педагога обладают далеко не все. Как рассказывают учителя начальных классов, после возвращения с «дистанционки» детей приходится учить заново. А это отнимает львиную долю времени.

Как отмечают педагоги, качество учебного процесса упало ещё из-за отсутствия технического обеспечения. Понятное дело, что наличие компьютера в современном мире не является чем-то сверхъестественным, но нужно учитывать тот факт, что большое количество педагогов — пенсионеры, скажем так, «старой закалки». Новые технологии могут стать, напротив, препятствием. И это далеко не все проблемы, с которыми сталкиваются учителя.

Сокращение «дистанционки»

11 ноября Глава ДНР Денис Пушилин дал пресс-конференцию, в которой речь зашла о распространении коронавирусной инфекции. Руководитель Республики отметил снижение количества заболевших и высказал надежды на то, что ДНР достигла плато. При этом он отметил, что если ситуация не ухудшится, то в ближайшее время период дистанционного обучения сократится и учёба в очной форме начнётся на неделю раньше запланированных сроков. Но ключевое условие — если ситуация с эпидемиологической обстановкой не ухудшится.

«Я, как родитель, не являюсь сторонником дистанционного образования, потому что знаю, насколько тяжело детям, преподавателям и родителям. С учетом того что мы уже столкнулись с дистанционным обучением, оно останется и в традиционной системе образования, но уже будет более полезным как дополнительное, как нечто, выходящее за рамки основной программы.

Личный контакт, посещение школ, техникумов, институтов – именно очное образование должно стоять во главе угла. Это мое глубокое убеждение», — сказал Пушилин на пресс-конференции.

Возвращение к очной форме обучения

На этой неделе из-за осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией, умер заместитель министра образования и науки Донецкой Народной Республики Андрей Удовенко, что говорит о том, что ситуация далека от идеальной для возвращения к очной форме обучения.

Стоит в очередной раз напомнить о том, что педагогический состав в большинстве своём люди не молодые — они находятся в зоне риска. Многим из них нельзя вакцинироваться с учётом возраста или хронических заболеваний.

Отмечу, что с учетом последнего штамма «дельта» коронавирус «помолодел». То есть дети теперь также могут заболеть. Тезис о том, что «коронавирус — болезнь стариков» больше не актуален. Если раньше дети были только переносчиками инфекции, то сейчас и они могут заболеть. В Республике даже появилось детское отделение, о чём также заявил Пушилин в своей пресс-конференции. Соответственно, присутствует риск заражения детей.

Власти предлагают свои методические рекомендации для реализации учебного процесса в очной форме с учетом эпидемиологической ситуации. Как отмечают педагоги, соответствовать всем требованиям и рекомендациям невозможно. К примеру, в школах необходимо сделать так, чтобы учебный процесс начинался в разное время. Соответственно, школьники будут учиться в несколько смен. Получится так, что учебный процесс продлится до глубокого вечера. Кроме того, согласно методическим рекомендациям, в школах должна проводиться уборка помещений. Увеличенные перемены не позволяют выполнить все предписания. И так далее.

И выходит так, что, с одной стороны, страдает учебный процесс — в частности, учителя старших классов не могут в полной мере подготовить учеников к экзаменам, от которых будет зависеть поступление в высшие учебные заведения. С другой — возвращение к очной форме обучения может спровоцировать увеличение количества заболевших коронавирусом. И это на фоне обострения вооруженного конфликта.