«Гиена Европы» готовится к прыжку
Борис Джерелиевский

«Гиена Европы» готовится к прыжку

Польша примеряется к Галиции

Польское внешнеполитическое ведомство выступило с довольно неожиданным заявлением. Замминистра иностранных дел Польши Шимон Шинковский вель Сенк обвинил Киев в дискриминации поляков по этническому, культурному и религиозному признаку.

Высокопоставленный дипломат заявил, что «положение поляков в Украине меняется в худшую сторону в силу объективных и субъективных факторов». К объективным факторам он отнес социально-экономическую ситуацию, которая буквально «выдавливает» людей польского происхождения с Украины. Также к объективным причинам относится обострение эпидемии ковида на «Незалежной», от которой особо страдают украинские поляки.

К субъективным причинам Шинковский вель Сенк отнес языковую дискриминацию, религиозные притеснения, прославление участников и организаторов «Волынской резни» и препятствие эксгумации ее жертв.

Неудовольствие по поводу прославления бандеровских палачей уже имело место, но обвинения Киева в дискриминации польского меньшинства звучат из уст Варшавы впервые, и в контексте «европейских ценностей», это более чем серьезно, особенно если учесть, что именно Польша все это время выступала в ЕС в роли главного лоббиста и адвоката киевского режима.

Дополнительную пикантность этой ситуации добавляет то обстоятельство, что этнических поляков на Украине не слишком много. Этнические чистки и последующий послевоенный «размен населением» с ПНР сделали свое дело, и если поляки остались на Украине, то преимущественно ассимилированные, утратившие свою культурную и языковую, а чаще всего и религиозную самобытность.

Впрочем, отсутствие реальных поляков Варшава отчасти компенсировала обилием обладателей «Карты поляка» – украинцев, пожелавших обзавестись этим документом, чтобы получить ряд льгот в Польше – в вопросах учебы, трудоустройства и получения гражданства этой страны. И таких «экономических поляков» на Украине, особенно на Западной, действительно немало. И, видимо, в их защиту и выступает пан Шинковский вель Сенк.

Ответ на вопрос «Для чего это нужно Варшаве?» становится понятен, если учесть, что в то самое время, когда замминистра сетует на заседании МИД на тяжелую судьбину соотечественников на Украине, польские военные проводят довольно своеобразные учения на границе с Галицией, являющейся объектом польских притязаний.

В этих местах подразделения польской войсковой разведки отрабатывают действия в неприятельском тылу. Бойцы-разведчики 21-й Подгальской дивизии Войска Польского, ранее прошедшие горную и парашютно-десантную подготовку, отрабатывают захват административных и военных объектов, вывод на ранее занятые позиции пехотных подразделений, организацию засад на транспортных магистралях, с целью пресечения передвижения по ним, и другие, не менее специфические задачи.

Особенно интересно то, что учения проходят в лесном массиве в районе населённого пункта Тростянец, расположенном в Подкарпатском воеводстве, в 10 км от украинской границы, с ландшафтом, совершенно аналогичному тому, что в Львовской области.

Информацию об учениях под Тростянцом сообщило польское Министерство обороны вполне официально. Между тем, в польских социальных сетях появились сведения, что помимо этого идет развертывание войск в непосредственной близости от границы, причем возводятся пункты временной дислокации, в которых, в случае необходимости, солдаты могут находиться достаточно продолжительное время.

Есть информация о подобных перемещениях к украинской границе венгерских и румынских войск. Очевидно, что западные соседи считают, что начался обратный отсчет времени существования «Незалежной», и готовятся отхватить от гибнущей страны территории, которые почитают своими: Польша – Галицию, Венгрия – Закарпатье, Румыния – Буковину и Бесарабию.

При этом рассматривается как минимум два сценария распада Украины. Первый – начало гражданской войны на ее территории. Второй – агрессия ВСУ против Народных Республик провоцирует операцию ВС России по принуждению Киева к миру, с возможным выходом подразделений Народной Милиции и российских войск на линию Днепра. Оба этих сценария, в контексте происходящих событий, выглядят вполне реалистично. Внутреннее напряжение на Украине нарастает, а линии раскола украинского общества становятся все глубже. Конкуренция между властными группировками нарастает и становится все более жесткой. Дело дошло уже до заказных убийств.

Не менее вероятен и второй вариант, на фоне усиливающихся провокаций украинских боевиков на линии разграничения. Происходящее в Донбассе говорит о подготовке Киевом крупномасштабной агрессии против Народных Республик, которая несомненно приведет к «ответке».

В первом случае польские подразделения оккупируют Галицию под предлогом защиты «польского населения» от украинских радикалов. Во-втором – от «российской агрессии».

В этом ключе выступление Шинковского вель Сенка можно расценивать как информационную подготовку к захвату украинской области. Рассчитано все верно – выступление высокопоставленного польского дипломата вызвало немедленную реакцию МИД Украины.

«Использование подобных утверждений относительно положения польского сообщества в Украине является, по меньшей мере, некорректным. Оно вводит в заблуждение наши общества, не отражает реальное состояние дружеских и партнерских отношений Украины и Польши», — заявил пресс-секретарь украинского МИДа Олег Николенко. Можно ожидать, что следом за этим выступлением последуют комментарии «национально свидомых» политиков и политологов и угрозы со стороны радикалов. То есть Варшава получит необходимую ей картину «антипольских настроений» украинского общества и информационного давления на «польское меньшинство», которая позволит раскручивать нужную ей тему дальше.

Следует также добавить, что планы Варшавы вполне могут получить одобрение США, которые весьма заинтересованы в сохранении хотя бы части своих военных объектов на территории Украины при любом развитии ситуация. Так, Яворовский полигон в Львовской области, превращенный американскими военными в свою базу и логистический центр, находится всего в 50 километрах от Тростянецких лесов, где польские войсковые разведчики готовятся к захвату Галиции. И если польские военные возьмут на себя, помимо всего прочего, и защиту американской фактической базы в Яворове, Вашингтон будет просто счастлив.

Отметим, что и некоторые политологи в России рассматривают вариант раздела Украины как желательный. Однако при этом стоит учитывать, что при таком развитии событий новые хозяева ее западных областей охотно предоставят их территории для размещения объектов НАТО, нацеленных против нашей страны. Кроме того, они, помимо украинских радикалов, непременно начнут «зачистку» и выдавливание русскоязычного и симпатизирующего России населения, которое все еще остается в этих областях.

Захват территорий соседей был основой внешней политики неожиданно обретшей независимость Польши в межвоенный период. Так, Варшава «отжала» у проигравшей войну Германии Верхнюю Силезию, у Литвы – ее старинную столицу Вильнюс, у охваченной гражданской войной России – Западные Украину и Белоруссию. При аннексии Гитлером, в результате Мюнхенского сговора, Чехии Польша поспешила отхватить у гибнущего соседа Тешинскую Силезию, за что была прозвана Уинстоном Черчиллем «гиеной Европы». Сегодня Варшава вновь готова взяться за старое.