Хаос войны ч.1
Владлен Татарский

Хаос войны ч.1

Во что превращается штабной план на поле боя

Та часть войны, которая называется “боевые действия”, начинается далеко в штабах, при планировании операции, где высчитывается время, люди, техника, даты, учитываются разные факторы и всё вроде бы идеально. Затем план попадает в войска – пакеты вскрыты, наступаем! И вот тут начинают происходить первые нюансы, но пока всё ещё по плану…

Чем быстрее развиваются события, чем больше фронт, на котором они разворачиваются, тем быстрее рушатся первоначальные планы. Если войско идеально слаженно, то оно лучше управляется в резко изменяющейся обстановке.

Помимо глубины фронта войсковой операции и подготовки войска, работают факторы, которые Эдвард Люттвак назвал “непреодолимыми обстоятельствами”, имея в виду, что в самый простой план вносит коррективы человеческий фактор. Это сила самых разнообразных обстоятельств.

Например, во время десантной операции немцев на остров Крит в 1941 году, после того как первая волна самолётов поднялась в воздух, оказалось, они подняли такой столб пыли, что он не позволил взлететь самолётам второй волны – пилоты просто ничего не видели! И подобных нюансов в военной истории была масса.

Следующий фактор, который нельзя рассчитать – это психологический, т.е. поведение противника. Вот знаменитая цитата Иоганна Вильгельма Архенгольца из его “Истории Семилетней войны”, речь о битве при Цорндорфе 25 августа 1758 года:

«Русская пехота была теперь атакована с фланга, с фронта, с тыла, словом – отовсюду, и началась ужасная кровавая сеча. Пруссаки увидели совершенно незнакомое для них зрелище: хотя порядок битвы был нарушен и ряды разорваны, но, расстреляв все свои патроны, русские стояли, как истуканы в строю, но не из похвального мужества, так как они не защищались, а как бы тупоумно ожидая смертельного удара. На месте павшего строя вырастал новый, снова подвергавшийся той же участи; легче было их убивать, чем принудить к бегству; даже простреленные насквозь солдаты не всегда падали оземь».

Книга издана в 1788 году, и этот фрагмент о том, что “русских мало убить, их надо ещё и повалить”, во время войны с Наполеоном станет мемом во французской армии.

Когда силы человеческих, психологических, природных, пространственных факторов начинают смешиваться с гениальным планом из штаба, то рано или поздно начинается хаос. Именно о хаосе поговорим в следующий раз.

Продолжение следует