Киев в поиске новых врагов
Борис Джерелиевский

Киев в поиске новых врагов

Новый законопроект Рады ударит по отношениям с Польшей

В Киеве сокрушаются, что Беларусь превратилась в «антиукраинский плацдарм», нависший над Украиной. И если рассуждения о возрастающей угрозе с белорусских рубежей можно отнести к изыскам киевской пропаганды, то конфликтная ситуация в украинско-белорусских отношениях очевидна, и виновником вражды, еще вчера дружественных государств, является именно режим Зеленского, разрушивший взаимовыгодные отношения с Минском.

У украинского руководства, вообще, немалый талант организации ссор и конфликтов с соседями. Разрушенные отношения с Минском, приведшие к серьезным экономическим, геополитическим и репутационным потерям, ничему Киев не научили, и сегодня там затевают новую свару. На этот раз – с поляками.

ВРУ приняла в первом чтении законопроект, признающий выселение украинцев из Польши в Украинскую ССР в 1944—1951 годах «преступной депортацией». Отметим, что это действительно трагическая страница истории, в ходе которой более 700 тыс. украинцев, лемков, белорусов и русин, а также православных и униатов других национальностей были выселены со своей малой родины. Еще значительная часть этих групп была насильно переселена на Запад, на отошедшие к Польской народной республике германские территории, для последующего ополячивания.

Эти мероприятия, вполне попадающие под определения этнических чисток, начались в 1946—1947 годах в ходе операции «Висла», и первоначально сопровождались предельно жесткими действиями польских властей. Если в городах полиция и войска устраивали облавы на украинцев и белорусов в православных и униатских храмах, то в сельской местности депортация сопровождалась расстрелами, грабежом и насилиями.

Официально объяснялось это тем, что выселение украинцев необходимо для того, чтобы лишить базы бандеровское бандподполье, оперирующее в этих местах. Однако, в действительности, Варшава, продолжая политику Пилсудского по «полонизации Восточных Кресов», торопилась «зачистить» хотя бы те украинские и белорусские земли, что остались за Польшей.

Примечательно, что сегодня некоторые историки подают выселение, как вынужденный, но тем не менее гуманный акт, спасший от гибели множество жизней. И у этого есть некоторые основания. С 1944 года всевозможные польские вооруженные формирования, от коллаборационистской вспомогательной полиции до Армии Краевой и Батальонов Хлопских, предпринимали «акции возмездия за Волынь», вырезая украинские села в Закерзонье. Примечательно, что в Горайце и в Завадке Мороховской, уже после окончания Второй мировой войны, украинских женщин и детей уничтожали бойцы Войска Польского.

Таким образом, на первый взгляд у Киева есть исторические основания для принятия данного нормативного акта, который украинские СМИ объясняют не только стремлением восстановить историческую справедливость, но и заботой об украинцах. Ведь согласно законопроекту, жертвам депортации и их потомкам положены государственные компенсации за материальный и моральный ущерб, и они будут приравнены к ветеранам войны.

Не нужно быть провидцем, чтобы понять, что принятие этого закона резко и серьезно ухудшит отношения с Польшей. Тем более, что компенсации по задумке его авторов должна будет платить польская сторона. Хотя Варшава и демонстрирует известную гибкость в вопросах исторической справедливости и заинтересована в хороших отношениях с киевским режимом, она не сможет спустить на тормозах это дело, даже если пожелает.

Польское руководство находится под жестким прессингом националистических сил, которые потребуют резкой реакции. Тем более, что в 2002 году Конституционный суд Польши признал выселение поляков из Украинской ССР депортацией, преступлением против польского народа без срока давности. Да-да, эти депортации носили характер обмена, и с западных областей Украины в Польшу выселялись поляки и даже евреи. Впрочем, в гораздо меньшем объеме и не столь жестко.

Но самое главное, что тут никак не получится возложить вину на Москву, поскольку «обмен населением» осуществлялся в соответствии с договоренностями между Польским комитетом освобождения и руководством УССР без участия союзного центра. А в 1991 году Украина не только обрела независимость в границах Украинской ССР, но и взяла на себя, как независимое государство, все обязательства Советской Украины — республики, которая, как субъект международного права, была одной из основательниц СССР, участвовала в образовании ООН.

В случае принятия в окончательном чтении данного законопроекта, Киеву придется платить депортированным с Украины полякам, в соответствии с собственным нормативным актом. И такие иски будут поддержаны и польскими судами, и ЕСПЧ, в то время как Польша не заплатит, разумеется, ни гроша.

Кроме того, принятие закона подтолкнет Варшаву к усиленному будированию темы Волынской резни и утраты «Восточных кресов», что, разумеется, ничего хорошего Киеву не принесет. Тема польско-украинских отношений, вообще, достаточно болезненна, и, если эти страны заинтересованы в нормальных взаимоотношениях, ее вряд ли стоит ворошить.

Тем не менее, документ одобрили 280 депутатов из 328 присутствовавших. «За» проголосовала вся фракция «Слуга народа», «Батькивщина», «За майбутне» и «Голос» — почти всеми составами этих фракций, и более десяти депутатов от ОПЗЖ.

Возникает вопрос: для чего они это делают? Ведь очевидно, что принятие этого акта осложнит отношения с еще одним соседом, который к тому же является главным покровителем «Незалежной» в ЕС и вроде как союзником, и принесет финансовые потери.

Ответ прост – нардепы преследуют исключительно популистские цели и действуют по принципу: «Главное прокукарекать, а там хоть не рассветай». Таким образом, они рассчитывают продемонстрировать заботу об украинском народе и потрафить националистам.

Кроме того, тема «голодомора» уже довольно заезжена, и с трудом выполняет задачу по мобилизации украинского общества и переключения его внимания с действительно насущных проблем. Нужны новые объекты для «двухминуток ненависти». А что будет потом и к чему они приведут – не так важно. Временщики такими вопросами не задаются.