Идеологическая мина и вечная война
Владлен Татарский

Идеологическая мина и вечная война

Как ненависть стала для Украины смыслом существования

К 30-летию независимости Украины поразмышлял о том, был ли шанс у этой страны стать процветающим государством. Беглые украинские чиновники и бизнесмены через российские СМИ пытаются нам рассказать, что домайданная Украина – это такой себе осколок СССР с 9 мая и добрососедскими отношениями, но с местным национальным колоритом, и вот пришла “хунта” и всё поломала.

Украина получила в наследство от Союза огромный научный потенциал, производственную базу, а также Крым. Экономика Украины для простого обывателя была такой же, как и для жителя РФ или Белоруссии – в крупных городах живут хорошо или более менее, в остальной части страны – как кто приспособился, поэтому нельзя говорить, что к Майдану привела какая-то тяжелая экономическая ситуация.

То, что мы точно можем наблюдать из нашей новейшей истории - народ не устраивает революций из-за тяжелой экономической ситуации. В России, в октября 1993 года, оказалось возможно использовать тяжелую экономическую ситуацию только для очень локального восстания, которое охватило лишь часть Москвы. На Украине, ни в 1993-м, ни потом, люди не устраивали даже беспорядков на улицах из-за тяжелой экономической ситуации.

Оранжевая революция начиналась как раз в то время, когда государство приходило в себя после 90-х. Людям погасили долги, увеличивали зарплаты и давали кредиты, что является ещё одним доказательством того, что экономическая ситуация и революции никак не связаны. Безусловно, одним из ключевых недостатков экономики Украины было отсутствие своих нефти и газа, но этот вопрос на протяжении долгих лет украинским политикам удавалось решать.

Однако мина замедленного действия лежала не в отсутствии у Украины собственных энергоносителей или коррумпированности чиновников, а именно в государствообразующей идеологии. Ведь должен быть какой-то смысл в границах, их неприкосновенности, каких-либо символах, и, вообще, нужно объяснение – почему мы должны жить на Украине, а не в России, Польше или Венгрии? Схожая ситуация, кстати, возникла в соседней Белоруссии: есть государство, а смысл его существования нужно придумывать.

Украина не состоит из людей, деды которых воевали у Бандеры, говорящих на украинском языке, посещающих по воскресеньям униатскую церковь, но идеологию именно таких людей решили сделать государствообразующей.

Именно перенос идеологии четырёх западных областей Украины на всю территорию государства привёл к войне в этой части Руси. Но другой идеологии, которая давала бы Украине смысл существования в формате независимого государства, просто нет.