Набат «Солнцепёка»
Юрий Котенок

Набат «Солнцепёка»

Пришли на помощь «вагнера». Впереди 2-я серия

«Солнцепёк» просмотрен на одном дыхании, почти без пауз, исключая технические. На одном дыхании — потому что это моя война, на которой я оказался в июне 14-го: Изварино, Краснодон, Луганск, Донецк, Славянск.

Это фильм-правда. Правдивее о войне в Донбассе я еще не видел кино, и вряд ли увижу. И вообще, кинолент об этой войне — раз-два и обчелся. Из последних можно выделить «Ополченочку». Её, многострадальную, пришлось переснимать — на сторону врага сбежала прототип одной из главных героинь из танкового экипажа Народной Милиции, по-моему, с характерной фамилией Дрюк. В «Солнцепеке» обошлось без «дрючек»: никто на сторону карателей не переметнулся — актерский состав мастеровитый. Ильин и Бухаров с Кравченко чего стоят!

В «Солнцепеке» удалось уйти от напыщенных фраз «Ополченочки» и неких несуразностей. Кто-то увидел шероховатости сюжета? Я не обратил на них внимания, да и не о них речь, лично мне они не важны. Фильм без раскачки окунает в войну. Те, кто хоть раз был под обстрелом, знают, о чем это я. Здесь изобилие кровавых сцен и жертв среди «мирняка». Но именно это ключевая деталь! Это тот камень во главе угла всей затянувшейся Донбасской войны, которые «не замечают» на Западе. Да, чего греха таить, и у нас как-то забывают о том, что люди до сих пор (на восьмой год войны!) гибнут от пуль, мин и снарядов укровоинства, отправленного убивать население Донбасса! Каждый день дети, жены, матери, старики — под ударом врага, уже не говоря о тех, кто в окопах сдерживает киевские батальоны и бригады. Служивым в ЛДНР вообще запрещено открывать ответный огонь, а если это и происходит, то подается штатными пропагандистами как великое достижение. Позволили ответить, это уже почти победа, не зависимо от результата. Позор, да и только!

«Солнцепек» реален, потому что основан именно на фактах, на реальных событиях. Да, на экране время сжато, и обстрелы, потери идут один за одним, нон-стоп, врываясь в дома смертельным вихрем, так как было и есть на самом деле! Надо же, какого мастерства достиг человек в убийстве себе подобных! Живет семья, ужинает, затем дедушка чистит старое охотничье ружье, женщины занимаются на кухне и по хозяйству. Секунда! Прилетает хвостатая смерть от карателей. Миг, и убиты люди, вычеркнуты из нашего измерения! Поэтому «Солнцепек» — напоминание о войне, о том, как скоротечна и хрупка наша жизнь. Это фильм о том, что надо сражаться за Родину, за семью, за родной дом, улицу, город, не откладывая на потом! Ведь герой Бухарова—«афганец» в буквальном смысле бежал от войны, а потом принимал на себя горюшко — ее последствия, но не спешил возвращаться в строй. Он стал воевать, но какой ценой — убиты жена, сын, разрушено всё и вся!

И пусть рафинированные идиоты орут о переборе сцен насилия, об ужасе, которым пронизан весь хронометраж «Солнцепека». Именно этим ужасом и проникнута настоящая война. Просто люди — такие существа, что умудряются жить при этом и привыкают кужасу, как привыкают главные герои «Солнцепека».

Грамотно показан стиль поведения со стороны «добробатов» Киева — обстрел из кочующих минометов городов, сел и станиц под Луганском. В 2014-м такие действия были, пожалуй, визитной карточкой карательных подразделений Киева. Все эти «торнадо», «айдары» и прочие гоп-команды висельников, дорвавшихся до вольницы в 2014-м, сознательно кошмарили народ и испытывали удовлетворение от процесса, отчитываясь в укроСМИ.

Преувеличение? Отнюдь. Я оставался в новогоднем Донецке-2015, и одной и самых важных проблем в городе были как раз группы ДРГ противника, использующие «кочующие минометы». Мало кто знает, что Первый военный госпиталь ДНР, в самом центре Донецка у Кальмиуса, именно зимой 2015-го был атакован диверсантами противника — подъехали на двух авто, открыли огонь из автоматов и пулеметов. Месть мирным и беззащитным людям — почерк противостоящего нам врага.

Неплохой подбор актеров. Ильин, чей персонаж учителя пения, погибнув при налете «Града», книгой Рихарда Вагнера передает эстафету командиру летучего отряда спецназа из бывших военных, который пришел на помощь Донбассу. А в командире легко угадывается Дмитрий Уткин. Органичен Кравченко, хотя и скован ролью терпилы-лидера отряда ополченцев, по которым всегда прилетает.

Неплохо раскрыты и упоротый рогуль, и «афганец»-самоубийца, и иудушка из Москвы с безумными глазами, вписавшийся за правосеков. И вообще, в «Солнцепеке» грамотно выдана картинка противника, вернее точно подмечено беснование в стане врага. И это тоже факт, сургучной печатью скрепленный на конверте новейшей истории Украины.

Своим мнением о фильме «Солнцепёк» поделился мой товарищ, военный аналитик Борис Рожин: «На мой субъективный взгляд, это пока что лучший отечественный фильм в этом году. Он не идеален, он неровен, но за смелость в попытке раскрыть острую и наболевшую тему, он явно заслуживает внимания. Это не проходная конъюнктура «на отвали», фильм действительно поднимает важные и наболевшие вопросы. И главный символ этих вопросов — изорванный российский флаг на баррикаде у разбомбленного здания ОГА в Луганске. Флаг, очевидно, символизирует изорванные надежды тех людей, которые встали на Донбассе весной 2014-го года, стремясь в Россию также, как это делали Севастополь и Крым.

Вопросы с этим связанные периодически поднимаются, но до сих пор не решены. Спустя 7,5 лет. А ведь они касаются наших людей. Годы прошли, но люди и их надежды никуда не делись. С этим надо что-то делать».

И последнее. «Солнцепёк» оставляет чувство недосказанности (знаю, такой прием режиссуры). Народ, ополчуги, поля и веси — под прицелом резвящихся американцев и их слуг в виде силовиков Киева. Ответка по чесноку только одна — работа «оркестра» по колонне противника у н.п. Лутугино (как было в реальности). Но что дальше? А дальше — освобождение всего Донбасса, отбрасывание противника, как минимум до Днепра, освобождение Новороссии. Дальше новая боевая работа штурмовых отрядов ЧВК Вагнера. Значит, впереди «Солнцепёк-2».