Киев цепляется за польскую соломинку
Борис Джерелиевский

Киев цепляется за польскую соломинку

Кулеба озвучил альтернативу Русскому миру

Глава внешнеполитического ведомства Украины наконец нашел эффективную, как ему кажется, альтернативу Русскому миру, с которым киевский режим без особого успеха сражается уже семь лет. Противопоставить ему Киев, по словам министра иностранных дел Украины, намерен «Люблинский треугольник» — польский проект по возрождению Речи Посполитой «от моря до моря» в осовремененной версии.

«Люблинский треугольник» — это, по сути, альтернатива «русскому миру» в этой части Европы. Безусловно, мы бы очень хотели, чтобы там стояла четвертая подпись — демократической Беларуси… Мы будем работать так, чтобы приближать тот момент, когда и Беларусь вместо «русского мира» выберет «Люблинский треугольник» — пространство свободы, демократии и совместного европейского будущего», — написал Дмитрий Кулеба в Facebook.

Причиной этого заявления украинского министра стал факт подписания нескольких документов главами МИД Украины, Литвы и Польши по итогам их третьего заседания в Вильнюсе, на полях 4-й Международной конференции по вопросам реформ на Украине. Первое из подписанных соглашений — декларация о совместном историческом наследии и совместных ценностях в будущем. Второй документ — декларация о дорожной карте развития «Люблинского треугольника». И третьим документом стал утвержденный план мер по «противодействию дезинформации со стороны России».

Кулеба поспешил заметить, что в данном вопросе «Незалежная» может оспорить лидерство остальных участников «треугольника», поскольку Украина является, так сказать, «фронтиром» в противодействии «российской пропаганде», которую она видит не только в российских СМИ, но и во всех случаях использования русского языка, в том числе и в проявлениях массовой культуры. Но надо признать, что это противодействие оказывается не слишком эффективным.

Так на днях настоящую панику в «национально-свидомых» СМИ вызвал тот факт, что школьники Львова, этого «сердца украинства», на выпускном балу танцевали под песни российской группы «Руки вверх». Ничего удивительного в этом нет — за все время своей «незалежности», да и ранее, во времена советского «мовотворения», украинским националистам не удалось создать продукт, способный конкурировать с русской культурой, хоть в ее высоких и классических, хоть массовых проявлениях. Ярким подтверждением этому является тот факт, что даже самые оголтелые русофобы не в состоянии обойтись без русской культуры и русской речи, пытаясь «легализовать» ее как «слободской язык» или «степное наречие».

Надежды Кулебы, вероятно, связаны с тем, что, в отличие от украинской «карнавальной культуры» и «хохляцкого эсперанто», язык и культура Польши, являющейся очевидным доминантом в «Люблинском треугольнике», вполне самодостаточны. Есть польские деятели культуры – поэты, писатели, композиторы с мировыми именами. Тем более, что стремление Кулебы «приобщиться» к культурному пространству «Люблинского треугольника», сиречь к польской культуре, вполне соответствует главному принципу свидомитов – «або не як у москалей». Ноктюрны Шопена и полонез Огинского действительно прекрасны, однако все предыдущие попытки полонизации Украины были безуспешны (впрочем, как и попытки украинизации), а русская культура оставалась и пока еще остается доминирующей на территории Юго-Западной Руси.

Но Кулеба старается зайти и с другой стороны, пытаясь разыграть карту «евроинтеграторства» через посредничество Варшавы и Вильнюса. «В будущем — это, безусловно, единая Европа. И Литва, и Польша этой декларацией подтверждают, что будут прилагать все усилия, чтобы Украина стала членом НАТО и ЕС, поддерживают Крымскую платформу и осуждают российскую агрессию против нашего государства», — сказал Кулеба. Однако дело в том, что сегодня перспективы Польши да и Литвы в ЕС вызывают изрядные сомнения. А уж утверждения Кулебы, что декларация также признает «Конституцию Пилипа Орлика» 1710 года «неотъемлемой и важной частью общей демократичной и правовой традиции нашей части Европы» и вовсе смехотворны.

Даже если отбросить старинные и непреодолимые противоречия поляков и украинцев, о которых можно говорить долго и много, альтернативность реваншистского польского проекта «Люблинского треугольника» Русскому миру едва ли можно рассматривать всерьез. В самом деле, как можно сравнивать глобальный и универсальный проект, основанный на вечных традиционных христианских ценностях, и попытки регионального объединения лимитрофов на основе представлений польских шовинистов четырехсотлетней давности? Строго говоря, репризу Кулебы стоит понимать следующим образом: потеряв надежду быть принятыми в союз под эгидой англосаксов, Киев цепляется за гнилую польскую соломинку.