Суданская конкуренция: как США пытаются вытеснить соперников из Африки
Виталий Кондратьев

Суданская конкуренция: как США пытаются вытеснить соперников из Африки

Трансформация существующего миропорядка в Африке началась — там прослеживается тенденция к многополярности. Все активнее за место в регионе начинают бороться страны Европы и Азии. Их цель — заполнение вакуума силы и защита собственных экономических интересов. В то же время США не намерены уступать своих позиций новым соперникам.

В настоящее время континент закрепил за собой статус площадки, на которой активно развивается глобальная и региональная конкуренция. Начиная с 2015 года, одним из участников данного процесса стала Россия, устанавливающая дружественные связи с государствами в центральной и северо-восточной частях Африки.

Эта политика, разумеется, не прошла мимо внимания западных государств, заинтересованных в том, чтобы этому помешать. Так, еще в 2018 году Африканское командование ВС США (AFRICOM), поддерживающее американские интересы в регионе, запросило у Вашингтона дополнительное финансирование для проводимых в регионе операций. Также военные порекомендовали руководству изменить приоритеты: поставить на первое место в списке угроз Россию и Китай, а не исламский терроризм и экстремизм.

Начиная с 2019 года, политика США все же претерпела изменения в эту сторону. Прежде всего, это выродилось в наращивание дипломатического взаимодействия с африканскими странами и объемов пропаганды, а также в проведение в регионе тайных операций и использование методов «мягкой силы». Все это было предпринято для того, чтобы сохранить превосходство Вашингтона на континенте, ограничить амбиции и возможности конкурентов.

Если рассматривать частности, то примером такой политики можно назвать Судан. После смещения с должности главы государства Омара аль-Башира в 2019 году другие государства получили возможность вступить в «африканскую игру».

Москва и Хартум сотрудничали и ранее, а после смены власти новое правительство не стало отказываться от прежних договоренностей. Так, соглашение о создании пункта материально-технического обеспечения (ПМТО) флота в Порт-Судане все еще в силе. Данный проект готовится к реализации, а партнерские отношения двух государств все еще устойчивы. Это и беспокоит Вашингтон, который уже начал противодействовать планами российского руководства.

В рамках этого США уже попытались заблокировать создание базы за счет усиления взаимодействия с суданскими чиновниками и обещания предоставить стране новые кредиты. Также корабли НАТО все еще стабильно посещают Порт-Судан, что добавляет к политической конкуренции в регионе еще и военную. Присутствие кораблей двух соперничающих великих держав вблизи одного города кажется маловероятной перспективой.

Впрочем, на политику суданского руководства имеет влияние и Пекин, крупный инвестор в экономику государства. Китай, имеющий свою базу в соседнем Джибути, поставляет в регион свои вооружения и планирует реализовать ряд проектов, дополняющих его стратегию «Один пояс – один путь».

Несмотря на то, что РФ и КНР не являются прямыми конкурентами в Африке и традиционно идут путем сотрудничества, приоритетом для Пекина все равно остаются собственные экономические интересы.

При этом Судан является точкой притяжения и для других государств региона. Особо выделяются в этом случае Объединенные Арабские Эмираты и Саудовская Аравия, финансово поддерживающие Хартум. Не отстает от них и Турция, также заинтересованная в создании в регионе своей новой военной базы и предлагающая суданскому руководству совместно реализовать ряд крупных инфраструктурных проектов.

Попытки различных стран включить Судан в зону своего влияния безусловно будут только нарастать. Пока Хартум идет путем балансировки с международными партнерами и делает акцент на многовекторность политики, однако сможет ли он и далее придерживаться такой тактики — сложный вопрос.

Вероятнее всего, со временем руководству африканской страны придется сделать выбор в пользу одного из ключевых игроков, чтобы сохранить государственную стабильность и не обрекать страну на дополнительные риски.

Россия безусловно поддержит свой статус великой державы и не станет отказываться от своей африканской стратегии, основанной на взаимовыгодном партнерстве. И если в рамках такой политики еще можно выстроить деловые отношения с Китаем, Турцией или арабскими странами, то США вряд ли готовы на мирное сосуществование. В будущем Вашингтон продолжит попытки выдавить всех своих соперников из региона.