Белоруссия: не совсем по Шарпу
Дмитрий Захаров

Белоруссия: не совсем по Шарпу

Попытка цветной революции, вежливо говоря, на любительском уровне

События, происходящие в Белоруссии на протяжении последнего времени, продолжают давать пищу для размышлений не только экспертам, журналистам, политикам, да и простым жителям не только на постсоветском пространстве, но и, по крайней мере, в Европе.

Комментарии в зависимости от того, откуда они исходят, звучат разные. Впрочем, если присмотреться внимательнее, вникнуть в происходящие процессы, возникает четкое ощущение дежавю, что подобные события уже имели место в недавней истории. А точнее — на Украине, в Молдавии, Грузии и целом ряде других государств, например, в Сирии или Египте.

Изложенная еще в трудах американца Джина Шарпа теория о цветных революциях хоть со временем и претерпела некоторые изменения, но по-прежнему не только легко узнаваема, но и активно применяется на практике.

Независимо от географии, смена режима происходит по одной схеме: выборы или масштабные политические изменения первоначально подвергаются критики со стороны западных «демократических» стран, после чего в самом государстве уже подготовленная и раскрученная, благодаря масштабным финансовым вливаниям, оппозиция начинает организовывать протестные акции и митинги, которые в скором времени переименуются в народные майданы.

Власть провоцируется на кровопролитие, и, наконец, появляются первые сакральные жертвы (без них, ну, никак нельзя). После первой крови государственная машина начинает, что называется, давать сбой. Давление со стороны «международного сообщества» усиливается. В стране обостряется кризис власти, и, наконец, правящий режим рушится. Тут варианты могут быть разные: Янукович сбежал, Каддафи не повезло, его убили.

А теперь вернемся в Белоруссию. Вспомним, как развивались события: выборы президента, на которых Лукашенко просто был обречен на победу, которую, тем не менее, местные противники его режима стали оспаривать. Появились первые выступления «борцов за справедливость», которые днем были мирными, а вечером превращались в побоища. Не получившая свое «законное место» президента кандидат, с, по официальным данным, чуть более 10 %, бежит за границу и уже оттуда все активнее начинает подбадривать своих сторонников.

Параллельно активизировались и информационные ресурсы, в случае с Белоруссией, это, помимо прочего, и телеграмм-каналы, авторы которых располагались за границей, а информацию получали в том числе через посольства и консульства западных государств, расположенных в Минске и других городах.

Вроде, все правильно, по лекалам дедушки Шарпа, отбывшего в мир иной в 2013-м. Однако пока эти лекала не срабатывают.

Протестные выступления с мордобоем и «коктейлями Молотова» захлебнулись. Комитет по передаче власти, возглавляемый аж целым нобелевским лауреатом, как-то «скукожился». Часть его членов решила выйти из этого нелегитимного органа.

Протесты сохранились, но только мирные и немногочисленные. Забастовки, к которым призывала не ставшая президентом дама, так и не прошли. А президент Лукашенко все больше набирает очков, потерянных в начале противостояния, и уходить никуда не собирается.

Очевидно, что в Белоруссии большая часть населения, судя по данным телеграмм-канала «Жёлтые СЛИВЫ» и другим источникам, предпочла иной вариант хода событий, нежели чем насильственное изменение режима и разрушение своей страны. Все чаще можно видеть как организованные, так и стихийные митинги, автопробеги и иные акции, направленные на поддержку действующей власти в стране.

А теперь два вопроса, почему лекала Шарпа не сработали, и чего можно ждать в перспективе.

Думается, что попытка цветной революции в Белоруссии была организована, вежливо говоря, на любительском уровне. Организованной, боеспособной оппозиции в республике не было, и нет. По крайней мере, пока нет. Да и за спинами «революционеров-оппозиционеров стояли не США и ведущие страны Европы, как это было на Украине, в Грузии, Ливии и т.д., а Польша и Литва. Не та, знаете ли, весовая категория, как политическая, так и финансовая.

Вот и получилось то, что получилось. Да и Александр Григорьевич — это вам не Янукович. Он — мужик и политик. Нравится это кому или нет, но факты говорят сами за себя.