Украина осваивает винтовые штурмовики
Петр Иванченко

Украина осваивает винтовые штурмовики

«Соколы Зеленского» готовятся сразиться за Донбасс на бразильских Super Tucano

Хуторское мышление буквально пронизывает все отрасли жизни постреволюционной Украины. И военная сфера не является исключением. «Куркули» в генеральских погонах хотят, чтобы «захистники Неньки-Украины» были вооружены не только «сердито» и, по возможности, «дешево», но и чтобы от закупки и ремонта «зброи» и им самим что-нибудь перепадало.

Поскольку у генералов и чиновников аппетиты велики, а «грошей» не так уж и много, «сердитость» — как характеристика оружия — отступает на второй план, уступая место «дешевизне», чтобы «дельта» между реальной ценой и той, что пройдет по документам, была как можно больше.

Именно в этом причина удивительных решений вроде попыток вооружить украинские войска списанными английскими броневиками AT105 Saxon или создать штурмовые эскадрильи …автожиров. Или чего стоит плачевная попытка добиться доминирования в Азовско-Черноморском бассейне с помощью «москитного флота», для которого выпускались «комары» (речные бронекатера «Гюрза») на заводе «Ленинская кузня», принадлежавшем Порошенко.

Но «шоколадный президент» ушел, а прежние повадки руководства остались. Об этом, в частности, свидетельствуют публикации в бразильских СМИ. Так, пресса этой страны сообщила, что в Сан-Паулу прибыла делегация командования Воздушных Сил Украины, во главе с главкомом Сергеем Дроздовым для того, чтобы заключить контракт с фирмой Embraer на поставку боевых самолетов. Если быть более точными, киевскую делегацию интересуют турбовинтовые учебно-боевые самолеты (УБС) EMB-314 Super Tucano.

Переговоры по закупке этих «современных машин» прошли успешно, и украинский главком даже совершил полет на Super Tucano, остался им весьма доволен, отметив удобство и управляемость самолета.

Другими бонусами этого УБС является дешевизна как его самого, так и его эксплуатации и обслуживания.

Первая мысль, возникшая, когда читаешь это сообщение: самолеты закупают в качестве «летающих парт» для первичного обучения будущих пилотов украинской военной авиации. Но не тут-то было!

Super Tucano закупаются в комплектации легкого штурмовика, причем адаптированного для установки вооружения советского стандарта, которое используется в ВСУ. Эти самолеты, как сообщают бразильские СМИ, Киев намерен использовать против народных республик Донбасса.

В качестве подтверждения правильности такого решения украинские источники указывают, что Super Tucano были испытаны в боях в небе Нигерии и Афганистана.

Отметим, что Super Tucano закупались США в качестве военной помощи для «туземных» летчиков. Сами американцы на них не летали даже в Нигерии или в Афганистане, где у повстанцев нет современных эффективных средств ПВО, предпочитая использовать там ударные дроны — так спокойнее.

Однако Донбасс — не Нигерия, и за летне-осеннюю кампанию 2014 г. Киев, использовавший авиацию против ЛДНР, потерял до 30-ти самолетов (Украина официально признала потерю 12-ти), большая часть которых — вполне современные реактивные штурмовики СУ-25, фронтовые бомбардировщики СУ-24, истребители СУ-27 и Миг-29. После таких потерь от применения ВВС командование ВСУ отказалось.

Можно не сомневаться, что для сил ПВО НМ ЛДНР винтовые «охотники за повстанцами» окажутся столь же легкой «добычей», как краса и гордость «москитного флота» для российских пограничных сторожевиков.

Между прочим, в распоряжении Воздушных Сил Украины даже после понесенных потерь все еще находятся: 45 истребителей МиГ-29; 35 истребителей Су-27; 14 фронтовых бомбардировщиков Су-24 и разведчиков Су-24МР; 31 штурмовик Су-25/25УБ и 47 реактивных УБС L-39 Альбатрос, которые быстро превращаются в легкие штурмовики. И большая часть этих машин вполне исправна.

Так что если Киев хочет вновь попробовать сразиться за небо Донбасса, ему есть чем это сделать. Причем все эти машины куда более совершенные, чем бразильские Super Tucano.

Но дело в том, что на этих, уже имеющихся в распоряжении ВСУ ничего не наваришь. А вот на одной установке на бразильские штурмовики украинского оружия можно более чем прилично заработать, и это не считая отката за покупку устаревшего чуда бразильского авиапрома.

То, что эта удачная сделка станет трагедией для украинских летчиков, которые полетят на Super Tucano «громить российских агрессоров», их командиров не сильно заботит. Одна надежда — что купленные «легкие штурмовики» так и останутся пылиться в ангарах.