Эгоизм анти-патриотизма
Владислав Гулевич

Эгоизм анти-патриотизма

Определенному сегменту российской молодёжи не чужды космополитические взгляды. Сами носители этих взглядов постулируют тезис о том, что патриотизм — удел сирого забитого обывателя, не доросшего умом до понимания того, что это всего лишь идеология, транслируемая власть имущими для дисциплинирования общества и лишения его представителей индивидуальной свободы.

«Я выше политических лозунгов», «Я не хочу быть винтиком навязываемой системы», «Патриотизм — это для простаков», «Я свободен, и не мыслю шаблонно» — вот их доводы. Самое интересное и не улавливаемое выразителями этих взглядов, то, что эти доводы и есть шаблон, лозунг и система, только иного ряда.

Замечено, что чаще всего любители такого стиля мышления — убеждённые холостяки, противники детей и особенно ярые противники многодетных семей. В крайнем случае, задержавшиеся женихи, которым уже перевалило за тридцать. Нелегко найти себе пару, когда ты так и брызжешь эгоизмом! Многие из них считают семью и чадородие обузой на пути к финансовому успеху. Проще говоря, делиться деньгами не хотят. Поэтому среди них можно встретить 30-35-летних товарищей, предпочитающих жить в блуде, но не в браке.

Это своеобразная форма эгоизма. Человек не готов жить ни для кого, кроме себя. Другая черта подобного космополитизма — это, мягко выражаясь, нелюбовь к родным краям, почти граничащая с открытой ненавистью. «Как сладостно Отчизну ненавидеть, и жадно ждать её уничтоженья», - эти строки русского монаха-католика Печорина, закончившего свой путь в Ирландии, подходят многим из них. Печорин, правда, под конец жизни горько разочаровался в католичестве, но не об этом речь.

Так вот, жениться мы не хотим, детей не хотим, но хотим жить богато здесь и сейчас. Потому и ненавидим Россию, что экономика в ней хромает, и не даёт «жить здесь и сейчас». Но чтобы экономика росла, стране нужны демографические ресурсы.

Индия и Китай вырываются в лидеры экономического роста как раз благодаря демографии. Большое множество людей создаёт товары, потребляет товары и снова их создаёт. Этот экономический круговорот привлекает инвестиции, толкает вперёд частное предпринимательство, промышленность, что и сделает страну богатой. Аналитики прогнозируют: экономическое будущее за густонаселёнными странами.

С нашими не любителями России всё по-другому: семьи и детей я не хочу, а богато жить хочу. О том, что он сам появился в результате чадородия, он не думает. Будь его родители такими, как он, его бы не было. А если будут все такими как он, не будет никого.

Но космополит-эгоист думает: пусть кто-то другой родит вместо меня, воспитает, научит, а этот рождённый и наученный пусть потом работает, чтобы экономика росла и я, сам для себя самый любимый, смог воспользоваться положительными экономическими тенденциями и стать богатым. То есть, вы все будьте не как я, а как вы, служите в армии, рожайте детей, а воспользуюсь плодами вашей деятельности я, который не такой как вы.

В армию мы, понятно, тоже не хотим. Во взглядах таких космополитов армия — такое же зло, как и семья. Армия — она же для простачков, а я не таков! Потому что «не мыслю шаблонно» и выше политических лозунгов.

Это ещё одна форма эгоизма. Человек бежит от ответственности и обязанностей, которые есть у каждого члена общества. И общества такой человек не бежит, ибо откуда же ему брать наслаждения, как не из того, что придумано и произведено обществом? Он спешит пользоваться благами общества, не вкладывая ничего.

А ещё это обыкновенная трусость, прикрытая ложным интеллектуализмом. Это боязнь встретиться с трудностями, неудобствами, опасностью. Ведь у космополита высшая ценность — он сам, а не придуманная им свобода от лозунгов. Лозунг про свободу от лозунгов ему нужен для оправдания собственной трусости и эгоизма. Он боится попасть в ситуацию выбора между совестью и подлостью, потому что заранее знает, что выберет второе. И знает, что это все увидят и об этом все узнают.

Охранять и защищать себя он даёт другим, тем, которые простачки. Пока они берегут его покой, поддерживая обороноспособность страны, наш космополит может в мирной обстановке ненавидеть родину и рассуждать о ненужности для него семьи и армии.

Эгоист-космополит — это балласт. Он виснет на плечах общества, и общество вынуждено его терпеть и тащить на себе. В момент всеобщей опасности он сбежит. В период испытаний — предаст. В час горя останется равнодушным. Что было бы с нами, если бы в 1812 г. или 1941 г. наши деды-прадеды были равнодушными эгоистами-космополитами? Думаю, современных космополитов не существовало бы. Они бы не родились, ибо нацизм уготовил нашему народу быть уничтоженным под корень.

Митрополит Филарет Московский говорил: «Плохой гражданин отечества земного и Небесного Отечества недостоин». Потому что нельзя в Небесное Отечество войти с эгоизмом, трусостью и неприятием чадородия как с добродетелями. Не бывает добродетельных космополитов и анти-патриотов.

Для оправдания своего отрицательного мнения о России они должны заявлять, что в России плохо всё. Иначе из-под их взглядов выскользнет доказательная база. И одной из первых жертв космополитизма и антироссийского настроения становится Православная Церковь, как влиятельный мировозренческий общественный институт.

Как не восстать космополитичному эгоизму против притчи о богаче, в сравнении с которым верблюду проще пройти сквозь угольное ушко? Или о заповеди чтить государственные институты? А заповеди чадородия? А наложения на своё эго ограничений? А об обязанностях к ближним? И тут космополитичное сознание делает предсказуемый выверт, что христианство — это тоже идеология для дурачков-простачков, а я-то ниспровергаю принципы и «не мыслю шаблонно». На самом деле, христианство — это религия.

И Пушкин у них тоже не гений. Ещё чего! Ведь писал-то про два чувства, дивно близких нам, где обретает сердце пищу — любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам.

Богослов о. Олег Стеняев так выразил мысль о патриотизме/не патриотизме: Бог создал народы, назначив каждому пределы его обитанию (Деян:17-26). И ещё Богом человеку нарезаны зоны ответственности, от малой к всеобщей. Это личность, семья, государство и Церковь. Отрицание этого повеления Божия — каприз, нежелание пребывать в зоне ответственности. Ответственность — самое страшное слово космополита-анти-патриота. Потому и враждебны они к Церкви, что она часто говорит об ответственности и призывает оставить эгоизм.

Вот так от ненависти к родным истокам можно дойти до ненависти к Церкви. Человек, по Божьему замыслу, существо духовное, и анти-патриоты-космополиты тоже не исключение. Но заряд своей духовности они тратят на другие убеждения. Кто-то свято верит в атеизм, кого-то увлекают восточные практики, но все вместе презирают Православие и православную Россию.  

Воинствующий анти-патриотизм, выражающийся в злобном критиканстве — нездоровое проявление человеческих эмоций. Анти-патриотизм позволяет искусно маскировать дурные черты своего характера под внешне приемлемую идеологию. Но суть у него остаётся прежней — эгоизм и снобизм, приправленные презрением к Отечеству.