На Таиланд напирает полумесяц
Олег Назаров

На Таиланд напирает полумесяц

Исламизм угрожает не только Ближнему Востоку и Северной Африке, но и Юго-Восточной Азии (ЮВА).

В ЮВА расположена Индонезия — самая крупная в мире мусульманская держава с 266-миллионным населением. Индонезийская провинция Ачех — место концентрации носителей радикального ислама.

В ЮВА находятся Филиппины и Малайзия. На филиппинском острове Минданао действует исламистская группировка «Абу-Сайяф». В последнее время её крепко потрепало филиппинские правоохранители, но она ещё жива.

В Малайзии ожидают возвращения недобитых боевиков из Сирии и Ирака, где от игиловского халифата (запрещена в РФ) остались рожки да ножки. В основном, благодаря дерзким операциям ВКС России.

Проблема в том, что международный терроризм пытается из Малайзии, Индонезии и Филиппин проникнуть в сопредельные страны. Например, в буддийский Таиланд.

В южных провинциях Таиланда проживает некоторое количество тайцев-мусульман. Сказывается близость мусульманской Малайзии и проживание этнических малайцев в этих регионах. Даже в удалённых от мусульманских провинций таиландских городах можно увидеть мечети — в Бангкоке, Паттайе и др.

В 2015-2017 гг. тайские исламисты провели целый ряд диверсий и террористических атак, от взрывов в общественных местах до повреждения ЛЭП. Первоначально таиландские исламисты не ассоциировали себя с ИГ (запрещена в РФ), но с 2016 г. зафиксированы случаи демонстрации ими игиловской (запрещена в РФ) символики. Полиция Таиланда зафиксировала 100 тыс. пользователей «Фейсбук», состоящих в сетевых сообществах, связанных с ИГ (запрещена в РФ).

Бангкок активно сотрудничает с другими странами в сфере борьбы с терроризмом. Заключены договорённости с Индонезией и Малайзией об обмене информацией. Известно о контактах таиландских спецслужб с ФСБ. Предупреждение о готовящихся терактах в 2015 г.Бангкок получил как раз от российских коллег.

ЮВА привлекает террористов тем, что отсюда недалеко до Австралии и Новой Зеландии — англосаксонских стран, находящихся в союзнических отношениях с Соединенными Штатами.

Хотя общеизвестно, что ИГ (запрещена в РФ) — это креатура американских спецслужб, сама эта креатура пытается играть по собственным правилам, иногда выходя из-под контроля своих кураторов. Атаки против Австралии и Новой Зеландии, о которых мечтают исламисты в ЮВА, как раз и есть свидетельство такого ухода из-под контроля.

Несмотря на выше описанную проблему, Таиланд остаётся островком безопасности на фоне других стран ЮВА. Угрозу на данном этапе представляют не столько сами таиландские исламисты, сколько отмеченные попытки уцелевших исламистов обосноваться в Мьянме, Малайзии, Индонезии и на Филиппинах.

Если это произойдёт, Таиланд будет практически окружён источниками нестабильности. Не на государственном уровне, а в смысле потенциальной возможности индонезийских, филиппинских, малайзийских террористов проникнуть под видом туристов в Таиланд.

Южные провинции страны остаются мало развитым регионом по сравнению с остальным Таиландом, извлекающим прибыль от массового туризма и промышленности. Социально-экономическое расслоение здесь наиболее заметно: бедный юг и относительно зажиточные центральные и северные районы. Устранение этого расслоения – одно из необходимых условий для купирования угрозы вербовки малообеспеченных таиландских мусульман в террористические группировки.

Самое печальное, что Вашингтон не заинтересован в полном устранении террористической угрозы в ЮВА. В этом регионе быстро растёт влияние Китая, и присутствие здесь исламистов — хороший повод наращивать группировку войск.

Малаккский пролив — артерия, по которой Китай получает до 80% энергетического сырья. Пролив проходит между Малайзией, Индонезией и Сингапуром, через него пролегает путь из Южно-Китайского моря в Индийский океан.

С 2003 г. Пекин пытается решить «малаккскую проблему», но пока не решил. Пекин понимает, что стоит США найти предлог к размещению здесь своих военных кораблей, и 80% поставок в Китай нефти и прочих энергоносителей окажутся под контролем американцев.

Исламисты в Индонезии, Малайзии и на Филиппинах — прекрасный повод. США им пока не воспользовались. Ждут соответствующей внешнеполитической конъюнктуры. Объявляя войну терроризму, Вашингтон воюет с ним так, что терроризма становится больше.  

Для примера: войска США помогают филиппинской армии бороться с исламистами на о. Минданао. Помогают уже не первый год, а исламисты как были, так и есть. Трудно поверить, что мощная американская армия не в состоянии выследить и разгромить кучку исламских радикалов на острове, откуда трудно сбежать и где трудно спрятаться.