Пасха Христова и русское миросозерцание
Александр Гончаров

Пасха Христова и русское миросозерцание

Священномученик Онуфрий (Гагалюк) писал о своей архипастырской обязанности так: «К погибшим овцам современного народа, избранного — народа русского, увлеченного в неверие врагами, наш долг идти и немолчно возвещать Царство Божие. Кто знает, быть может, многие из них и вообще из других народов, пребывающих в ересях, язычестве и неверии, обратятся на путь истины».

Кому-то покажется весьма диковинным причисление русской нации к избранной и фактическому уподоблению Новому Израилю. Но подобное мнение превратиться в труху, если обратиться к русской истории.

Русские сами приняли христианство. Его не насадили у нас орды захватчиков. Мудрость народа воспринявшего заповеди Предвечного Бога поражает. Наши предки легко расторгли узы язычества (чтобы там не фантазировали неопаганисты). Русские уподобились святому мученику Христофору, носящему Господа.

Палестина удивительно не похожа на Россию и одновременно схожа с нашей страной. Сколько нашествий испытала Святая земля и сколько же набегов пересилила Русь! И разве среди русских героев мы не находим тех, кто подобно юному Давиду выходил против звероподобного Голиафа?! Разве подвиг генерала Карбышева не напоминает о героической смерти Самсона?

Даже противостоявшие друг другу Авель и Каин вполне сопоставимы с русскими мужиками, столкнувшимися у жертвенника на меже.

Русские — библейский народ. Не по древности, не по происхождению, а по своей самой сокровенной сути.

Русские как Маккавеи готовы сражаться до гибели или до победы с захватчиками.

Русские как добрый самаритянин готовы помочь страждущему.

Наши неистовства и наши недостатки проистекают из чувства поиска высшего смысла жизни. Плохо, только, что потерявший веру русский человек может превратиться в полного подонка. Но, правда, даже и у него всегда останется шанс не только вернуться к Богу, но, и пострадать за Истину Христову, приемля все муки и пытки, не сдавшись и не покорившись.

Священномученик Иларион, архиепископ Верейский понимал это лучше многих других: «Конечно, грешат и в России, как и в Европе, не мало, но каются по-разному. Запад знает «холодное неверие». Русский, по словам Герцена, потеряв веру, тотчас уверует в неверие и станет его самоотверженным апостолом. В Европе Ренан, Штраус и Древе пишут хулы на Христа легко, свободно и красиво и как ни в чем не бывало доживают свой век спокойными буржуа. Там во время публичных диспутов на эстраде решают вопрос об историческом существовании Христа, а сами в это время кушают бутерброды и пьют пиво. Европейский Иуда, предав Христа, спокойно прячет сребреники в карман и обращает их потом в доходную ренту. Русский же Иуда, предав Христа, бросает сребреники и беспокойным взором ищет дерева, чтобы удавиться».

Русским матерям не надо разъяснять горе Богородицы у Гроба Сына Божьего. «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Его же во чреве без семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся, и вознесу со славою непристанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающия». Но как же не рыдать, если Сын умер? Да Он воскреснет, но невозможно не плакать, переживая разлуку на грешной земле с тем, кого любишь больше всего.

В 2018 году Благовещенье приходится на Страстную седмицу. И получается, что в Субботу, когда Господь наш Иисус Христос сокрушает ад и выводит из плена праведников, Мать Его еще плачет. Но, позвольте, спросит меня начитанный и ученый товарищ, чего Деве Марии убиваться, ей ведь еще ангел Господень все сказал давным-давно: «Богородице Дево, радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою, Благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших». Однако, тем и отличается любящее сердце от теплохладного, что и зная окончательную победу Сына Человеческого, все равно страдает оно. Так и русские матери, уже ведая об успехах детей своих не могут сдержать слез, переживая за то все тяжкое, что им приходиться перенести.

В Евангелии от Матфея есть эпизод, не встречающийся у других апостолов и евангелистов: «От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?

Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он. И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить; а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его.

Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух.

И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим.

Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий» (Мф. 27, 45-54).

У блаженный Феофилакта Болгарского находим толкование: «Ты же знай, что воскресение мертвых, случившееся при кресте Господа, давало знать об освобождении душ, находившихся во аде. Воскресшие тогда явились многим, дабы случившееся не показалось мечтою; воскресли же они ради знамения; и явно, что опять умерли. Впрочем, некоторые говорят, что они воскресли после воскресения Христа и в другой раз не умирали. Не знаю, должно ли это быть принято».

Представим себе на миг, что нечто подобное произошло в современной Европе. Как бы отреагировали продвинутые потребители информации на случившееся? Предположили бы, что инопланетяне высадились или же кто-то, запустил голограммы. А вот русские, пусть и не совсем православные, наверняка поняли бы что произошло. Может быть секунд пять посомневались, но поняли и приняли, как римский сотник…

Для русского миросозерцания Голгофа и Воскресение Господа — это факты истории, а не придумки религиозных чудаков. Кто в этих фактах начинает сомневаться, тот и перестает быть русским. А поэтому Пасха для нас не только всеправославный праздник, но если угодно и национальный. Даже атеисты кушают куличи и крашенные яйца. Скажите, что это мелочь. Нет, не мелочь, а проявление христианского генетического кода, полученного от предков.

Чего нам бояться Запада? Бог с нами! И будет с нами, покуда в душах наших сохраняются слова святителя Иоанна Златоуста: «Никто не рыдай о своем убожестве, ибо для всех настало Царство! Никто не плачь о своих грехах, потому что из гроба воссияло прощение! Никто не бойся смерти, ибо освободила нас Спасова смерть! Объятый смертью, Он угасил смерть. Сошед во ад, Он пленил ад и огорчил того, кто коснулся Его плоти.

Предвосхищая сие, Исаия воскликнул: «Ад огорчился, встретив Тебя в преисподних своих». Огорчился ад, ибо упразднен! Огорчился, ибо осмеян! Огорчился, ибо умерщвлен! Огорчился, ибо низложен! Огорчился, ибо связан! Взял тело, а прикоснулся Бога; принял землю, а нашел в нем небо; взял то, что видел, а подвергся тому, чего не ожидал!

Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?!

Воскрес Христос, и ты низвержен! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и торжествует жизнь! Воскрес Христос, и никто не мертв во гробе! Ибо Христос, восстав из гроба, — первенец из умерших. Ему слава и держава во веки веков! Аминь».