Миграция? Только ассимиляция
Олег Горностаев

Миграция? Только ассимиляция

Миграция из Средней Азии остаётся по-прежнему актуальной темой в России. Узбеки и таджики являются на сегодня самыми динамично увеличивающимися диаспорами России. Вслед за ними следуют Украина, Армения, Киргизия, Молдавия, Азербайджан.

При этом демографические ресурсы Молдавии и Армении ограничены. Это республики со сравнительно небольшой численностью населения. Ожидать оттуда особенно большого наплыва мигрантов не стоит, хотя привлечение православного молдавского населения было бы в интересах России, так как помогло бы разбавить мусульманскую миграцию и уравновесить конфессиональную составляющую внутри миграционных потоков.

Но ни Армения, ни Молдавия, ни Украина не могут сравниться с Узбекистаном и Таджикистаном по количеству мигрантов в России. Уровень рождаемости среднеазиатских республик (за исключением Казахстана) очень высок. В ближайшем будущем темпы миграции из Средней Азии в России будут сохраняться.

Нельзя сказать, что Россия не заинтересована в этом. Снижение рождаемости и повышение доли пожилых людей в структуре российского населения не оставляют нам выбора. Миграция на данном этапе российской истории нужна и необходима. Министр труда и социальной защиты Максим Топилин признал, что увеличения численности населения России только за счёт мер по повышению рождаемости невозможно. К 2050 г. число рабочих рук уменьшится на 20 млн., что вызовет увеличение социальной нагрузки на оставшиеся рабочие руки.

Как решать эту проблему? Только миграцией. Поэтому вопрос не в том, нужны ли России мигранты. Они ей нужны. Вопрос в том, как эффективно регулировать миграционные потоки, интегрируя их в российскую действительность.

Миграция — это не только экономика, это ещё и углубление кооперационных связей. Миллионы мигрантов из Средней Азии соприкасаются с русской культурой, учат русский язык. Хотят они того или нет, но русская культура — неизбежный спутник их жизни. И мы, россияне, должны сами соответствовать необходимым культурным стандартам, чтобы интегрировать и «переварить» мигрантов.

Мигранты ассимилируются. Не так быстро, как мигранты из Молдавии, например, но ассимиляция происходит. Дети мигрантов, родившиеся в России или привезённые сюда в детском возрасте, полностью социализируются в российском обществе. Они ходят в российские школы, дружат с русскими детьми.

Миграция в Россию позволяет республикам Средней Азии выпустить «демографический пар». Россия тоже в этом заинтересована. Иначе, без возможности работать и кормить семьи, молодое поколение в Средней Азии стало бы легкой и массовой добычей террористов-вербовщиков.

Призывы некоторых горячих дилетантских голов отгородиться от Средней Азии и не пускать их жителей в Россию нельзя назвать конструктивными. Ведь таким образом мы сами спровоцирует разрыв Средней Азии с русской культурой и экономикой. Замкнутые сами в себе, оторванные от русского языка и культуры, среднеазиатские республики попали бы в зону геополитического и экономического влияния других стран — Китая, Турции, Ирана и т.д. Не факт, что это влияние не содержало бы антироссийских мотивов.