По указу царского перста
Анатолий Агранин

По указу царского перста

Польза и целесообразность развития казачества в России настолько очевидна, что об этом постоянно пишут западные СМИ. Они называют казаков иррегулярной вооруженной силой, используемой Москвой при различных вооруженных конфликтах на просторах бывшего СССР.

Это, действительно, так. Российские казаки проливали кровь в Абхазии, Южной Осетии, Приднестровье, Чечне, Донбассе. В мирное время казаки от ратных дел переключаются на идеологию, пропагандируя среди молодёжи здоровые ценности – преданность вере православной, Отечеству и традициям рода.

Получается, что казаки находятся в беспрерывном служении государству: в военное время – в качестве добровольцев на фронте, в мирное – в качестве идеологов, занимающихся работой с подрастающим поколением (проведение детских и юношеских военно-патриотических лагерей, исторических реконструкций, концертов казачьей песни, военизированных турниров, крестных ходов и т.п.).

И тут возникает вопрос (пока в виде теоретического предположения): может, стоит возродить те казачьи войска, которые существовали в Российской Империи ранее, но были затем упразднены царским правительством из соображений административно-экономической целесообразности?

Казаки появлялись там, где нужно было государству. Недалёкие насмешки профанов «У казаков есть Дон и Кубань, пусть там и сидят» или «Откуда казаки в Москве или Брянске?» — это какое-то болезненное желание загнать казачество в жёсткие географические рамки, лишив его гибкой инициативы и влияния. Да не будет так!

К тому же, такие насмешки не имеют ничего общего с исторической правдой, потому как где дислоцироваться казакам указывал царский перст, исходя из текущей геополитической конъюнктуры. Если нужен был царю Якутский казачий полк, значит, такой полк появлялся. Как только надобность в нем отпала, он был упразднён.

Вот как раз об упразднённых казачьих войсках и поговорим.

Азовское казачье войско. Упразднено в 1865 г. Состояло из бывших запорожских казаков и приписанных к казачеству малороссийских крестьян. Дислоцировалось между Бердянском (Запорожская обл. Украины) и Мариуполем (на оккупированной Украиной части Донбасса).

Сегодня Мариуполь — это прифронтовой город. Многие его жители ушли служить в ополчение ДНР. Разве не целесообразно было бы существование Азовского казачества сейчас, на рубеже столкновения двух цивилизационных проектов — прозападного и неонацистского украинского и проевразийского антифашистского в лице ДНР?

Территория расселения казаков-азовцев охватывала восточные регионы Украины, и создание там идеологического казачьего заслона многоплановой агрессии Запада против Русского мира могло бы быть полезно. Надеюсь, в будущем так и будет. Азовскому казачеству быть! И пусть это начинание поддержат донские казаки Л/ДНР.

Бугское казачье войско. Упразднено в 1817 г. Центром войска был станица Соколы (ныне Вознесенск Николаевской обл. Украины, вблизи российского Крыма).

Николаевщина подвергается жёсткой украинизации и бандеризации, о служивших русскому царю бугских казаках никто не вспоминает. Жители области забывают историю родного края, многие думают, что историческая судьба Николаевщины связана с галичанским национализмом, а не с Российской империей и Россией.

Николаевщина – относительно пророссийский регион. Он был бы ещё более пророссийским, если бы существовало Бугское казачество, и если бы это казачество было частью казачества российского, пусть даже в формате трансграничного сотрудничества.

Дунайское казачье войско. Упразднено в 1868 г. В период своего существования дунайские казаки занимались охраной порядка на территории нынешних Одесской и Херсонской обл. Украины (Херсонщина граничит с Крымом, кстати) и прилегающей территории Молдавии. В войске служили также сербы, православные албанцы, греки, молдаване, румыны, болгары. Казачество превратилось в военно- идеологическую структуру, привлекавшую иностранцев и способствовавшую росту влияния Российской империи среди этих народов.

В 2014 г. Киев, развязав бойню в Донбассе, вдруг впал в истерику, ожидая прорыва российских войск через Мариуполь на Одессу с целью отрезать Украине выход к Чёрному морю.

Этого не произошло, но присутствие в регионе дунайских казаков было бы весьма кстати. Может, тогда бы у украинских националистов не получилось так легко и беспрепятственно расправиться с антивоенными активистами в одесском Доме профсоюзов в мае 2014 г. Тогда Киев дважды бы подумал, грозить ли Приднестровью бронированным кулаком, ведь на приграничных с Приднестровьем землях жили бы дунайские казаки — соседи и собратья черноморских казаков Приднестровья.

Географическая близость Черноморского казачьего войска и Дунайского привела бы к их тесным союзническим отношениям, и сообща им было бы легче противостоять агрессии Киева, пусть даже не с оружием в руках, а на идеологическом фронте.

Эта статья — некий эскиз на будущее. Трудности в дословной реализации здесь написанного очевидны. Земли азовских, бугских, дунайских казаков находятся в составе других государств (Украина, Молдавия), большинство жителей этих земель далеки от казачества, многие поражены вирусом русофобии, украинские и молдавские спецслужбы готовы обрушиться с репрессиями.

Но это не значит, что следует списывать в утиль славную историю казаков. Нет ничего вечного под луной, и все может измениться. Удачный пример — соседнее Приднестровье, где успешно возрождается Черноморское казачество. Казаки-черноморцы были на острие борьбы приднестровцев за независимость от прорумынской Молдавии в 1992 г.

Лев Толстой утверждал, что казаки создали Россию. Там, где есть казаки, там есть Россия. Пусть пока идея возрождения Азовского, Бугского и Дунайского казачества будет на бумаге. Хорошо уже то, что об этом будут говорить и напоминать людям о казачьем прошлом их малого края. Лучшее пусть будут в головах у молодых жителей Николаева и Бердянска азовские, дунайские и бугские казаки, чем ОУН-УПА и дивизия СС «Галичина»!

Речь должна идти не о создании очередной казачьей бюрократии, не о производстве дополнительного числа урядников, вахмистров и есаулов. Речь должна идти о реальном возрождении такого эффективного механизма, каким является казачество.