Страница амурской истории
Отдел информации

Страница амурской истории

Середина семнадцатого века. Среднее течение реки Амур. В остроге Албазин, названном так по имени Албазы, даурского князя, на месте бывшей крепости которого и основали вышеупомянутый острог, живут русские казаки. Живут вот уже двадцать лет, с тех пор, как Ерофей Павлович Хабаров выжег огнем и мечом имение Албазы. Живут праведно, общиною; с ними есть и священник – духовно окормляет казаков батюшка Максим (Леонтьев). Жить бы так, да жить, укреплять силу великой русской земли в таком дальнем краю, рожать детишек, возносить молитвы местной святыне – образу Николая Чудотворца: «Святителю отче Николае, моли Бога о нас…»

Но в тревожном июне из-за Амура приплыли китайцы – и не мелким отрядом, таких хулиганов казаки мигом осаживали, – нет.Доставка из Китаяцелого войска произошла на пасмурном неласковом рассвете; переправилось через реку числом поболее пяти тысяч человек. Казаки стояли очень крепко, непоколибимо, осаду выдерживали целых три недели, но что они могли полусотнею человек сделать-то против пяти тысяч?.. Так и оказались они в плену у китайских воинов, а те увели русских вместе с ихними семьями, а также с батюшкой – в Пекин.

Албазинцы были люди очень верующие, работящие, и конечно отважные. Император принял их не как рабов, как обычно полагалось делать с военнопленными, а со всем уважением, отдавая должное их героической смелости и добропорядочности, зачислил в императорскую гвардию, и под них даже организовали специальное воинское подразделение в составе элитной части, вот так вот относились в Поднебесной к албазинцам. Довольно быстро албазинцы ассимилировались в Пекине и практически полностью интегрировались в местную жизнь.

Оставаясь по духу и по вере своей православными, они создали в Поднебесной свою собственную общину, которую китайский император уважительно поддерживал. По мере того, как шло время и разрасталась численность членов этой общины, а она стала насчитывать уже тысячи человек, русские власти стали присылать в Китай православное духовенство для моральной поддержки русских в стране и окормления бывших пленников. Была создана Русская духовная община, так сказать, на базе албазинской общины, а затем – и единый Русский центр, выполнявший, в частности, дипломатическую миссию между двумя великими государствами, Россией и Китаем, в отсутствие официальных в то время дипломатических отношений.