Они напали на Гоголя
Иван Острогожцев

Они напали на Гоголя

Еще не отгремели общественные баталии по поводу предстоящего выхода на экраны кинотеатров фильма А. Учителя «Матильда», где в извращенном свете представляются эпизоды из жизни святых царственных страстотерпцев, а уже готовится еще один удар по русской истории и культуре. Причем, все идет более тихо и спокойно. Без пыли и излишнего шума. На телеканале ТВ-3 анонсируется премьера «мистического» детектива «Гоголь». А перед премьерой, где-то в августе 2017 года «фильму» пропустят по кинотеатрам.

Трейлер «Гоголя» широко разошелся по Интернет. В него, по обычаю, напиханы самые «лакомые» кусочки. Судя по трейлеру, в «произведении» раскрывается «тема сисег» (куда без голых баб-с подеваться современному российскому синематографу!) и еще много всякой бесовщины.

В сериале принял участие известный актер Олег Меньшиков («Утомленные Солнцем», «Сибирский цирюльник»), а в роли Николая Васильевича Гоголя выступил Александр Петров (более знакомый зрителю по сериалам, чем по работам в «большом кино»).

Продюсером сериала выступил некто Александр Цекало (бывший солист кабаре-дуэта «Академия», шоумен, бизнесмен и т.д.).

Хорошо, что хоть авторы фильма не притязают на историческую достоверность. Но страшно другое. Цекало заявил РИА «Новости»: «В сериале 90% кейсов, если можно так выразиться, из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». А те, что не из сборника, все равно навеяны Гоголем». Но судя по трейлеру, то как раз-то замечательную поэтику «Вечеров» и гробят открыто и нагло. «Вечера» убиваются этим сериалом. Как и Гоголь.

Человек после такого кино будет искать сугубо чертовщину в текстах Н. В. Гоголя, а добравшись до «Мертвых душ», их после первых же страниц отбросит в сторону с отвращением, мол, ждал вампиров, а там про другое. А вот до «Тараса Бульбы» и «Выбранных мест из переписки с друзьями», тем паче до «Размышлений о Божественной Литургии» не дойдет, духовный шлях намертво перекрыт кордоном «мистического» «Гоголя» (от Цекало с компанией).

Впрочем, удивляться не приходиться. Сколько уже гадостей снято о Александре Сергеевиче Пушкине и о Федоре Михайловиче Достоевском. Массовая культура их старается уничтожить, как творцов истинного народного и православного слова.

Гоголь, Пушкин и Достоевский опасны. Они ведь в литературных творениях своих защитить человека от развоплощения. Русская культура без них невозможна — значит, их пытаются из нее выбросить и перевести в разряд попсовый, чтобы никто серьезно не читал их и не пытался посмотреть их глазами на то, что вертится вокруг:

«Бесконечны, безобразны,

В мутной месяца игре

Закружились бесы разны,

Будто листья в ноябре...

Сколько их! куда их гонят?

Что так жалобно поют?

Домового ли хоронят,

Ведьму ль замуж выдают?

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Мчатся бесы рой за роем

В беспредельной вышине,

Визгом жалобным и воем

Надрывая сердце мне...»

(А. С. Пушкин)

Бес боится Гоголя, как кузнеца Вакулу. Читаем: «...на стене сбоку, как войдешь в церковь, намалевал Вакула черта в аду, такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо; а бабы, как только расплакивалось у них на руках дитя, подносили его к картине и говорили: «Он бачь, яка кака намалевана!» − и дитя, удерживая слезенки, косилось на картину и жалось к груди своей матери».

Вот нынешняя бесовщина и пытается нарисовать уже покойного Гоголя так, чтобы или к себе притянуть, или «…что все плевали, когда проходили мимо…».