Если нет совести
Николай Севостьянов

Если нет совести

Хотя хакеры и проводимые ими операции — явление не новое, в последнее время оно получило иное значение. Если раньше политическая мотивация кибератак всегда была на втором месте после финансовой, то теперь на уровень международной политики вышло само понятие, а не то, что за ним стоит. Оказалось, что сам термин «кибератака» может быть куда полезнее, чем реальный взлом, и на то есть свои причины.

Ведь им можно прикрыть что угодно. Всякий провал, любое поражение и какую-угодно утечку всегда можно свалить на всемогущих хакеров. Проиграл выборы? Значит хакеры подтасовали результаты. Потерял тонну важнейших документов? Можно сказать, что не «потерял», а «украли». Ну а если всплывёт что-то гнусное, ничто не мешает объявить это подделкой, которую эти самые хакеры сперва смонтировали, а потом еще и отправили с твоей же почты.

Инструмент действительно универсальный, важно лишь придумать для виртуальной легенды правдоподобное место обитания, и в данном случае Россия — естественный кандидат. Китай — слишком далёкий и непонятный, в арабский след никто не поверит, а вот историю о том, как русские хакеры в очередной раз всех ломанули, скушают без особых проблем, даже если прокручивать её снова и снова. Более того, это даже полезно. Несуществующих хакеров можно с лёгкостью превратить в целый департамент на службе у Путина, и проецировать каждую новую кибератаку на само государство.

Таким образом, задача по поиску «виноватого» идеально сочетается с курсом на демонизацию России и её руководства. Кроме того, чем плотнее подобный информационный фон, тем проще спрятать за ним то, что происходит в действительности.

А там мы видим настоящие кибератаки и реальных хакеров, имеющие вполне реальные ip-адреса. Вот только направление диаметрально противоположное. Ломают как раз таки нас — наших дипломатов, наши компании и наши сайты. В частности, сайт президента России, который в некоторые дни атакуют несколько тысяч раз. Причем сперва хакеры пытаются перехватить контроль, и лишь когда не выходит, бросают все силы на то, чтобы сайт «упал». Стоит ли удивляться, что атаки идут с европейских и европейских серверов?

Разумеется, хакеры не ограничиваются кремлёвскими порталами. Они с удовольствием работают и по отдельным людям, и по компаниям среднего эшелона, на которые поступает соответствующий заказ.

Хороший пример — «ИнфоКуб», коммерческая организация, которая оперирует на рынке IT-услуг и специализируется на обеспечении информационной безопасности. Не так давно компанию обвинили в том, что она ни много ни мало причастна к появлению трояна, который применялся для хищения денежных средств с кредитных карт. Причем обвинителем стал американский блогер, который «случайно» обнаружил вредоносный домен, имеющие те же регистрационные данные.

Что симптоматично, западные СМИ тут же подключились к этой истории, и это при том, что американские коллеги блогера отнеслись к его рвению с большой долей скептицизма, справедливо полагая, что дело шито белыми нитками.

Ведь даже неискушенный в сетевых делах человек прекрасно понимает, что надо быть идиотом, чтобы регистрировать на своё имя сайт, через который будет распространяться вирус. Что же касается специалистов, то любой из них скажет вам, что сегодня, к большому сожалению, интернет устроен таким образом, что оформить домен любого уровня, имея на руках чужие персональные данные, не составляет никакого труда. И это не говоря уже о том, что блогер конечно же не нашёл всё это в «гугле» — ему это подсказали, разумеется, с определенной целью.

Это было как раз летом 2016 года, и кое-кому в Штатах уже надо было готовить почву под американские выборы, чтобы использовать её и как прикрытие, и как ресурс для атаки. Что же касается самой компании, которая попал под раздачу лишь потому, что ей не посчастливилось быть зарегистрированной в России, то как только эта история отошла на второй план (и это при том, что её растиражировали десятки западных информагентств), сетевая структура «ИнфоКуба» тут же подвергалась масштабной атаке — то ли в качестве наказания за отказ признать то, чего не было, то ли просто для тренировки.

Этот пример показателен потому, что в нём нашли своё отражение три ключевых компонента. Во-первых, это нежелание западных институтов нести ответственность за «дырки» в системе безопасности. Во-вторых, это использование чужих преступлений и ошибок с целью последовательной демонизации России. И в-третьих, это агрессивное сочетание спецслужб, блогосферы и СМИ, направленное на эффективное продвижение вышеуказанных установок.

Именно так выглядит фундамент информационной войны, которая ведётся против нашей страны, причем с каждым месяцем эта война становится всё более глобальной. Обвинения всё чаще звучат на правительственном уровне, а под них сочиняются целые схемы, где несуществующие или абсолютно сторонние компании вписываются в государственную систему. Кроме того, возник новый метод — теперь Россию всё чаще обвиняют во взломах, которые только «должны произойти».

Последние расписаны на многие месяцы вперёд и привязаны к Европе, к тем политическим изменениям, которые могут произойти в самые ближайшие месяцы. Ле-Пен во Франции, Герт Вилдерс в Голландии и AfD в Бундестаге — слишком реальная перспектива, и она заставляет Запад в лице ястребов в Вашингтоне и евробюрократов в Брюсселе использовать все доступные рычаги, в рамках которых антироссийская истерия занимает ведущее место. Таким образом, в отношнии Европы можно сказать лишь одно — всё только начинается, а в Штатах — отнюдь не заканчивается. Временное отступление не означает признания своего поражения. Наоборот, оно даёт время для перегруппировки (а в ряде случаев, и переподготовки) сил, задействованных в информационных кампаниях.

Хотя ноябрьские выборы всё дальше уходят в прошлое, фигура Трампа по-прежнему находится под прицелом хакеров, имеющихся в распоряжении у демократов. И это не пустые слова. В американском сегменте интернета всё чаще появляются сообщения от людей, напрямую связанных с теневой стороной глобальной сети. Это могут быть журналисты, хакеры, активисты тех или иных виртуальных сообществ, и все они сходятся на том, что команда Хиллари Клинтон по-прежнему ставит своей главной целью уничтожение Трампа как человека, способного занимать президентский пост.

Иначе говоря, задача ясна — для собственного политического выживания Хиллари попытается через своих людей вбросить и сразу же «вскрыть» нечто такое, что аннулирует её поражение. Это сложная задача, но выполнимая. А поскольку это так, очень скоро мы сможем наблюдать эту кампанию воочию. И разумеется, учитывая под каким углом строились все предыдущие акции, можно не сомневаться — мы это не только увидим, но и почувствуем на себе.