На крючке у тангалашки
Владислав Гулевич

На крючке у тангалашки

После восьми десятилетий советского безбожия пустую нишу, где положено быть Богу, принялись заполнять различные деструктивные секты, организованные и стихийные, несущие с собой в общество искажённое понимание взаимоотношений человека с Господом. Одним из таких стихийных движений является язычество. Неоязычники — это разношёрстная публика, которую сложно свести к единому знаменателю. Всё из-за того, что они сами не знают, каким было то, что они называют славянским язычеством. Не имея письменной традиции, тем более такой древней, как христианская, и потому не могущие называться людьми Книги, неоязычники конструируют своё современное язычество каждый на свой лад. Из-за отсутствия системных знаний, как конкретно нужно молиться идолам, в каких взаимоотношениях с ними находились дохристианские верующие, неоязычники трактуют всё по-своему, привнося свои современные пристрастия, симпатии и антипатии. Христианское богословие справедливо указывает, что язычники жили по закону естественно греховного развития. В основе язычества лежит страсть, потому что язычество — это поклонение силам стихии, понимаемым как само божество. Вместо Творца язычник чтит его произведения, как если бы мы уважали горшок больше, чем горшечника. «Сознание человека не имеет ясного представление о божестве, ищет намёки в шуме деревьев и видах камней и прочих явлениях внешней природы», - вот чёткая характеристика язычества, предпочитающего «жить в лесу, молиться поломанному колесу». Чем же не нравится неоязычникам Православие? В их изложении, оказывается, оно мягкое, слабовольное, квёлое. Каким образом Русь, руководимая «слабовольным» и «квёлым» христианством, раскинулась на почти на 1/6 часть суши, они не задумываются. Каким образом Русь стоит более тысячи лет, руководимая «слабым» христианством, они тоже не думают. Есть люди, мягкость и добросердечие воспринимающие за слабость. В их понимании, сила и доброта — понятия не совместимые. Вот почему язычество популярно среди радикалов всех мастей, футбольных фанатов и некоторых представителей силовых ведомств. Они не понимают, что, поклоняясь слепой силе и её воспринимая по недомыслию за проявление мужественности, они создают культ неразумной ярости и злости. Сегодня ты поклоняешься грубой силе, завтра этот идол пожрёт твою душу и сознание, и ты сам падёшь его первой жертвой — он вселит в тебя чёрствость, жестокость и отсутствие сострадания. Сила и доброта — понятия совместимые. Сила обязана быть доброй, добро — сильным (духовно или физически). Вряд ли кто-то сможет заявить, будто непобедимый Суворов был слаб. А ведь известно, насколько верующим человеком был Александр Васильевич. Дмитрий Донской, Александр Невский, его сын Даниил Московский, Минин и Пожарский — скольких глубоко верующих полководцев дала миру православная Россия! Языческие князья не сделали для Руси столько, сколько сделали православные мужи! Языческая Русь пребывала в летаргическом сне этнически замкнутого пространства, без широких нравственных горизонтов. И только христианство вывело её к этим горизонтам. Ещё одна черта язычества — отсутствие пророков. Роль пророков в обществе — вещать о всемирно-историческом значении народа, о его миссии перед Богом и историей. Потому и воспринимали пророков как безумных, потому что они говорили слова, недоступные скудному разумению среднестатистического смертного. У язычников не было пророков потому, что у язычества не было всемирно-исторического значения. Язычество — это деградация, попытка уйти в себя, замкнуться в собственном коконе, чтобы смотреть себе в пупок, а не обозревать далёких горизонтов духа. Современные язычники — эпигоны. Они лишь подражают язычникам прошлого и не задумываются, сколько знаменитых русских людей отдали свою жизнь за Христа, будучи умерщвлены языческими правителями. Святой Михаил Черниговский отказался кланяться в ставке ордынского хана монгольским идолам, олицетворявшим солнце и огонь. «Христианин кланяется только Богу, Творцу мира, а не твари», - заявил князь и был умерщвлён после жестоких издевательств. Так же поступил и бывший с ним боярин Феодор. Они пали от рук язычников, явив образец христианской твёрдости. Готовы ли современные язычники, критикующие Православие за «слабовольность», умереть за своих божков? Вопрос риторический. «Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных», - учит Священное Писание. Неоязычники препираются с Создателем, почитая вместо Господа камни, пни да ветер в поле. Неоязычники щеголяют каким-то особым патриотизмом, упрекая православных в преклонении перед чужой верою. Нелепость таких обвинений в адрес православных настолько очевидна, что нет нужды её опровергать. Но следует указать, что с некоторых пор американская неправительственная организация USAID финансирует неоязыческие проекты. Как правило, деньги выделяются на какое-то языческое действо, замаскированное под историческую реконструкцию. Например, проплыть на славянских стругах по реке и на полянке помолиться древним славянским богам. Или: соорудить этнографический уголок в каком-нибудь парке, поставить там деревянных и каменных перунов, даждьбогов и т.д. Раз американцы заинтересованы в развитии язычества, значит, они видят в нём союзную силу. Гитлеровцы тоже благоволили язычеству. В идеале противники России хотели бы видеть ситуацию, когда в каждой российской деревне был бы свой божок. Язычество тут подходит лучше всего, с его набором невнятных тезисов о том, что такое бог, и как его воспринимать. Бог гордым противится, смиренным даёт благодать. Неоязычники не видят Бога не потому, что Его нет, а потому, что они не хотят Его видеть. Черепки из черепков препираются с Создателем.