Подвиг Новомучеников Русской Церкви
Аркадий Малер

Подвиг Новомучеников Русской Церкви

Последние 25 лет становления новой российской государственности в современной патриотической и даже православно-патриотической публицистике принято критиковать как эпоху национального упадка, как чуть ли не самое худшее время в истории России. Причины столь категорической оценки вполне понятны: в первую очередь имеется в виду геополитический распад исторической России, породивший множество других конфликтов и кризисов, которые остро переживаются каждым неравнодушным соотечественником. Однако в столь негативном отношении к прошедшей переходной эпохе кроется определенная двусмысленность и недосказанность, как будто речь идет о распаде самой Российской Империи и наступлении революционной смуты, в то время как распалось государство, в названии которого (СССР) было целых четыре слова, но ни одно из них не указывало ни на его национальную, ни на его территориальную принадлежность. Государство, которое возникло как раз в результате разрушения исторической России и, что самое главное для православных христиан, государство, официальная идеология которого от начала до конца была основана на непримиримом, воинствующем атеизме, и собирающееся насаждать свой атеизм во всем мире. Игнорировать этот, мягко говоря, неприятный для нашего национального самосознания исторический факт — значит закрывать глаза на подлинную, глубинную причину всех страданий нашего народа со времен, так называемой, великой октябрьской социалистической революции. Если мы, действительно, верующие христиане и если библейская история для нас имеет непреложное назидательное значение, то мы должны помнить, как часто и как строго Господь наказывал человечество за малейшее проявление гордыни и отступления от Его заповедей, начиная с построения Вавилонской башни, ставшей прообразом всех земных утопий, и как Господь наказывал свой избранный народ при любом отступлении и от Его истины и Его воли. Для нас эти библейские примеры носят особенно важное значение, потому что Россия это не просто одна из многих христианских стран, а это именно та страна, которая после падения Византии наследовала миссию православной империи, миссию катехона, то есть “удерживающего” из Второго Послания апостола Павла к Фессалоникийцам, и идея Третьего Рима — это не просто частное богословское мнение псковского инока Филофея, а именно официальная позиция Православной Церкви, сформулированная в Уложенной грамоте Поместного Собора 1589 года, обосновывающая учреждение Московского Патриаршества. Поэтому отступление России от православной веры в начале ХХ века — это трагедия не одного народа, а всего мира, лишенного отныне той силы, которая удерживала его от дальнейшего падения в безбожное беззаконие. Но можем ли мы сказать, что весь русский народ отрекся от Христа, как по доброй воле, так и под насильственным воздействием большевиков? Нет, конечно. И в самой библейской истории, даже во времена самых катастрофических падений, далеко не все отрекались от правой веры. Когда все северное Израильское царство впало в идолопоклонство финикийского язычества, и пророк Илия бежал от преследователей в пустыню, то Господь сообщил ему о грядущих наказаниях отступившего народа, но обнадежил: “Впрочем, Я оставил между Израильтянами 7000 [мужей]; всех сих колени не преклонялись пред Ваалом, и всех сих уста не лобызали его” (3 Цар 19:18)… Также произошло и в истории русского отречения начала ХХ века — далеко не все наивно и безмолвно приняли очередного антихриста, сотни тысяч русских людей всех краев и сословий до конца оказывали сопротивление красной агрессии, и многие из них пошли на этот подвиг не только и даже не столько ради сохранения привычного им жизненного уклада, а ради своего посмертного спасения, ради самого Христа. Именно эти люди, Новомученики и Исповедники Церкви Русской, подлинная “соль земли” русской, встали в духовном авангарде антикоммунистического сопротивления, и именно они оправдали своим жертвенным подвигом Россию перед Богом — именно благодаря им выход из безбожного наваждения оказался для России несравнимо менее болезненным, чем он мог бы быть на самом деле. Можно быть уверенным в том, что сам факт существования и прославления православных Новомучеников и Исповедников советских времен крайне неудобен и невыгоден всем тем политическим силам, которые хотят ценой любого обмана и самообмана оправдать большевистскую революцию, придумывая различные историософские схемы в стиле откровенно языческой мистики или гегелевско-марксистской диалектики, как это уже пытались делать идеологи сменовеховства, национал-большевизма и левого евразийства в 20-30-е годы. Стоит помнить, что большинство из них, в итоге, было уничтожено самой советской властью. Но прославление Новомучеников и Исповедников ХХ века уже совершилось, их жития уже изданы, их иконы заметны уже почти в каждом русском храме, и можно быть уверенным в том, что количество их имен со временем будет только возрастать. Между тем, не стоит надеяться на то, что политтехнологи примирения Христа и Велиара (2 Кор 6:15), которое, как известно, всегда обращается исключительно в пользу Велиара, ограничатся только игнорированием и замалчиванием подвига Новомучеников — в их риторическом арсенале также содержится попытка усомнить самих маловерных христиан в истинности и искренности этого подвига. В этой связи важно обратить внимание на периодически поднимаемый вопрос о том, насколько подвиг иных Новомучеников можно считать подлинно христианским, если он каким бы то ни было образом был соотнесен с политическим сопротивлением коммунистической власти, если его можно интерпретировать именно в политическом ключе. Особо циничным аргументом в этом обвинении является ссылка на следственные документы и допросы со стороны советских органов ВЧК, ГПУ, ОГПУ, НКВД и других, как будто они были лишены какой-либо пристрастности и не служили карательными структурами тоталитарного государства. В итоге Синодальной комиссии по канонизации святых постоянно приходится доказывать, что тот или иной новомученик и исповедник вовсе не занимался никакой политикой и пострадал совершенно незаконно — незаконно с точки зрения самой советской власти. Основной порок этого подхода заключается в том, что христианское вероучение сводится здесь к минимуму определенных этических установок, которые могут быть вполне согласованы с любым политическим режимом. Именно таким, нетребовательным и ограниченным хотели видеть христианство секулярные теоретики т.н. гражданской религии, начиная с Жан-Жака Руссо, а на самом деле — со времен римских императоров-гонителей христиан. Именно таким, удобным и незаметным стало современное западное христианство, в особенности такие его направления как лютеранство и англиканство, не претендующие уже ни на что, кроме существования в качестве ни к чему не обязывающих клубов по интересам. Но в действительности же христианство — это, прежде всего, полноценное, объемное, универсальное мировоззрение со своей системой ценностей, своей картиной мира, свой историсофией и своими требованиями к жизни полиса — то есть к политике. Об этом свидетельствует необозримый фолиант Священного Писания и все многотомье Священного Предания Церкви, в которое уже входят вероучительные тексты русских Новомучеников и Исповедников. Конфликт православного христианства и коммунистической идеологии — это конфликт именно двух мировоззрений, одно из которых дано самим Богом, а другое придумано людьми, отрекшимися от Бога. Любая попытка примирить эти мировоззрения породит лишь очередную идеологию, которая будет, с одной стороны, не достаточно христианской, а с другой стороны, недостаточно коммунистической. И православные христиане ХХ века не могли не сопротивляться красной идеологии, в том числе, как носители христианской политической позиции против антихристианской политической позиции. В этом смысле мы можем прямо констатировать, что речь идет также и об идеологическом, и о политическом конфликте, и подвиг Новомучеников и Исповедников Русской Церкви — это не только факт досадных судебных ошибок и перегибов на местах по отношению к случайным людям, но и факт вполне осознанного сопротивления антихристианской идеологии, и именно благодаря этому факту Россия оказалась еще угодна Господу. Если ХХ век начинался с ее отступления от Христа, то конец ХХ века увенчался ее возвращением к Христу, благодаря чему эту эпоху называют даже Вторым Крещением Руси. Было бы верхом неблагодарности по отношению к Богу в этой ситуации излишне сетовать на неудобства и несовершенства переходной эпохи, и видеть в ней исключительно падение и разрушение национального самосознания, как будто бы при прежней власти это понятие, вообще, имело хоть какое-то право на существование. Как раз именно с падением атеистической системы появилась возможность вновь открыто говорить о необходимости развития национального самосознания, свободно читать и обсуждать русских национальных мыслителей, создавать соответствующие организации и движения, но самое главное — именно 90-е годы стали временем массового, свободного возрождения Русской Церкви и появления новой русской православной мысли, способной свободно развиваться на своей земле, в своем государстве, а не в диссидентском подполье или эмигрантском изгнании. И в центре этого церковного ренессанса — прославление святых Новомучеников и Исповедников Российских, состоявшееся в 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе в восстановленном Храме Христа Спасителя. Патриарх Московский и всея Руси Тихон (+1925), митрополит Киевский Владимир (Богоявленский) (+1918), митрополит Петроградский Вениамин (Казанский) (+1922), митрополит Крутицкий Петр (Полянский) (+1937), митрополит Ленинградский Серафим (Чичагов) (+1937), митрополит Казанский Кирилл (Смирнов) (+1937), епископ Афанасий (Сахаров) (+1962), протоиерей Иоанн Кочуров (+1917), протоиерей Иоанн Восторгов (+1918), протоиерей Философ Орнатский (+1918), Михаил Александрович Новоселов (1864-1938), Иван Васильевич Попов (1867-1938) — имена этих и многих других русских святых ХХ века, непереоценимый опыт их подвижничества должны стать ключевым и неотъемлемым содержанием нашего национального образования, они должны изучаться в школах и вузах как важнейшее событие нашей истории, о них должны говорить и писать в наших федеральных СМИ как о национальных героях, и для нашей церковной жизни они должны иметь не меньшее значение, чем для всей Вселенской Церкви имеют мученики и исповедники первых веков христианства. Если их имена займут должное место в нашем национальном и церковном самобытии, то это станет надежной панацеей от любых попыток вновь превратить Россию в оплот антихристианского богоборчества, а не христианского богопочитания, какой она и должна быть. Аркадий Малер, философ, глава интеллектуального клуба «Катехон», член Синодальной библейско-богословской комиссии и Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви