Чему и как учить детей
Нина Архипова

Чему и как учить детей

Россия находится в сложном демографическом положении. Население распределено неравномерно, не на всей территории страны есть хорошие условия для естественного воспроизводства населения. Образование, как часть системы по воспроизводству трудовых ресурсов, подвергается значительному реформированию и реструктуризации. В таких условиях родительские тактики по обеспечению детей образованием претерпевают значительные изменения. 
Ранее, еще 10-15 лет назад в больших городах было принято основную часть образовательных услуг получать в рамках системы государственного образования детский сад - начальная школа - среднеобразовательная школа - старшая школа/техникум, пристыковывая к ней отдельные модули дополнительного образования. Сейчас в этих же городах начинают активно развиваться системы дополнительного образования, домашнего образования, возникает все больше учреждений, представляющих инициативу классической системе обучения. При этом затраты домохозяйств на образование детей все время растут. В некоторых школах вводится оплата за «продленку», дополнительные сборы за ранее доступных специалистов вроде логопеда и психолога в части детских садов, - это только в столице, в других крупных городах свои нюансы. Однозначно одно: государство постепенно ограничивает набор бесплатных образовательных услуг населению. Де-юре, право на образование, отмеченное в Конституции, сохраняется, де-факто, для получения более расширенного образования родителям приходится использовать свои средства. В таких условиях все больше родителей заинтересованы в возникновении более интенсивного дополнительного образования. 
 Современный мир также диктует свои требования к трудовым ресурсам. Человек 21 века должен уметь получать дополнительную квалификацию в короткие сроки, совмещать ряд профессий. С одновременным упрощением доступа к высоким технологиям связи и работой с базами данных, все больше требований к работнику в части его образованности и общей эрудиции. Необходимо не только уметь добывать информацию, но и быть терпимым к другим культурам и обычаям, - современный мир слишком тесно связан, чтобы игнорировать необходимость соблюдения уважения к чужим культурным и этическим нормам. Даже сейчас можно утверждать, что некоторая часть высоко квалифицированных специалистов использует трудовую миграцию как составную часть при планировании карьеры. Очевидно, что с ростом глобализации этот процесс будет ускоряться.
Родители находятся в сложном положении: с одной стороны, набор базового образования недостаточно устойчив, чтобы можно было проанализировать его конкурентоспособность при воспроизводстве трудовых ресурсов. С другой стороны, набор этот довольно сильно отличается не только от города к городу, но даже от одного учреждения к другому. Введение федерального образовательного стандарта пока не привело к выравниванию уровня получения образования в целом по стране. В СМИ и социальных сетях в Интернете появляется довольно много негативной информации о выпускниках по системе ЕГЭ. Эта информация вызывает тревогу у тех людей, кто сейчас выбирает тактики инвестирования в образование своих детей. 
Можно сказать, что сейчас значительную долю на рынке труда занимают юристы и экономисты, получившие образование на рубеже 1990-2000 гг., чье качество образования, строго говоря, сомнительно. И дело не только в известных проблемах с лицензированием огромного числа платных вузов, с контролем качества образования в наспех открытых дополнительных факультетах. Дело в отсутствии роста производительности труда: российская экономика по этому параметру намного отстаёт от уровня развитых стран.
 Проблема заключается не только в неуверенности в качественном и достаточном наборе образовательных услуг, предоставляемых государством. Много тревоги вызывает и чрезвычайно быстро меняющийся гендерный стандарт поведения на рынке труда. Традиционные схемы занятости для женщин и мужчин в больших городах сменяются новыми форматами. Возникает удаленная занятость, когда работать можно в Москве, сидя где-то на островах Полинезии, - был бы хороший Интернет. Возникает и закрепляется необходимость в квалифицированных специалистах широкого профиля, способных быть менеджерами, управлять проектами, работники которых зачастую разбросаны по всему земному шару. В то же время, нужда в специалистах узкого профиля тоже растет, особенно в сфере информационных технологий. Появилось множество профессий, которых ранее не существовало. Появились требования к наличию у работника определенного уровня адаптивности и культурной терпимости, особенно если работа предполагается в международных коллективах.
Несмотря на сохраняющееся неравенство в уровне доходов, постепенно женщины начинают занимать больше руководящих должностей, их тактики материнства начинают становиться разнообразнее. Этот процесс также влияет на родительские тактики в сфере образования детей. Как именно будет изменяться рынок труда в географическом и гендерном аспекте, обывателю предсказать сложно. И эта нестабильность порождает огромный спрос на дополнительное образование. Родители предпочитают дать ребенку как можно больше возможностей для выбора будущей профессии, а также дать мощную базу для возможной переквалификации.
 О родительских тактиках в сфере дополнительного образования детей в рамках проекта РГНФ №13-31-01271 «Основы межкультурной адаптации детей дошкольного и младшего школьного возраста» (руководитель к.и.н. Лапкина Н.А.) снимается 2 часть документального фильма «Дети и матери: трудное счастье». Авторы опросят матерей из крупных городов, которые планируют и осуществляют разные образовательные стратегии: что им кажется успешным, что нет, какие перспективы на рынке труда они видят у своих детей, чем руководствуются при принятии решений.
 При поддержке проекта РГНФ №13-31-01271 «Основы межкультурной адаптации детей дошкольного и младшего школьного возраста»