Татарский синдром Хиллари Клинтон
Степан Василенко

Татарский синдром Хиллари Клинтон

Визит в Казань  государственного секретаря США Хиллари Клинтон был недолгим, но запоминающимся: яркие заявления президента Татарстана Минтимера Шаймиева о том, что «татарстанское общество характеризует толерантность и взаимопонимание» во всем поддерживались представителем американской администрации. «Вы – пример того, как люди могут жить вместе и двигаться к совместному будущему», - таков был пафосный ответ госпожи Клинтон. На фоне такой идиллии никто старался не вспоминать  об откровенно антироссийском митинге татарских националистов 11 октября, которые выступали под лозунгами «Максатыбыз – байсезлек!» (Цель – независимость), криками «Азатлык!» (Свобода), «Ля илляха иль Алла!» и «Аллах акбар!». Среди плакатов, поднятых митингующими, были «Я помню 1552 год», «Холокост татарского народа – 1552!», «Татарская речь слух ласкает», «Требуем! Запрета русского языка в образовании, как запрещен татарский». Организаторами мероприятия выступили Всетатарский общественный центр, Всемирный форум татарской молодежи и движение нового поколения «Узебез» (Мы сами). Участники также требовали прекратить преследование Милли меджлиса (самозваного  «парламента» татарского народа, в декабре 2008 года призвавшего иностранные государства признать независимость Татарстана).
  
Именно такой Татарстан Хиллари Клинтон неоднократно в ходе своей поездки называла «хорошим примером религиозной толерантности, экономического прогресса и стабильности». На самом деле хочется, чтобы высокопоставленные американские агенты почаще приезжали в Россию, потому что уже одним своим присутствием они показывают, где действительно есть нестабильность и нетолерантность. А в места, где все спокойно, мирно и цивилизованно госпожа Клинтон, конечно же, не поедет. Поэтому стоит даже поблагодарить госсекретаря за оказанную любезность указать на провокаторов и ненавистников России, коими раньше татарских националистов являлись правозащитники и деятели НКО разных мастей.

Приезд Хиллари Клинтон в Татарстан заставляет глубже разобраться в национально-религиозных перипетиях этого края, где проживают русские, татары, мордва, чуваши и многие другие народы. Проявление внезапных националистических настроений чаще всего свидетельствует об обеспокоенности за свое положение: политическое, религиозное, экономическое и т.д. В случае с Татарстаном на первый взгляд можно только недоумевать. Казалось бы, татарстанские власти почти поголовно состоят из этнических татар, в школах присутствует пресловутый «региональный компонент» (обязательные часы татарского языка для всех), свободно действуют татарские национальные организации. Однако все оказывается гладким только на поверхности, внутри же республика полна межнациональных и межэтнических проблем, которые будут только разгораться ближе к следующей переписи населения.

Для нас проблема переписи в данном случае будет иметь очень большое значение. По последним данным на 2002 год татары составляли 52,92% от общей численности населения, в то время как русские 39,49%. Более высокая численность населения позволяет татарам пользоваться рядом политических и экономических привилегий в республике. К примеру, получать дополнительные средства на развитие татарской культуры в пределах Татарстана. Для того чтобы продолжать получать льготы и привилегии, татарстанские власти должны поддерживать более высокую численность татар в республике по сравнению с другими национальностями. И вот именно эту задачу и призваны решать многочисленные татарские организации, о которых уже было сказано, и для этого эти организации используют уже не раз отработанные схемы: разыграть карту геноцида, преследования по национальному признаку.

И вот по примеру своих украинских соратников татарские националисты обвиняют российскую власть (в лице символа русской истории Ивана Грозного) в якобы имевшем место геноциде. Но очевидно, что такая истерия лишь говорит о слабости татарского национального движения и этому есть подтверждения. Уже давно национальные организации православных кряшен, тюркоязычных татар-мишарей, сибирских татар добиваются права быть признанными отдельными народами, т.е. перестать считаться субэтносами татарского народа.

Если это у них получится, то численность татар в республике может очень сильно упасть, что, несомненно, поднимет вопрос о целесообразности существования политических и экономических привилегий для татар. Именно этого боятся татарстанские власти, и этот страх гонит их в объятия заокеанских друзей, которые, конечно же, помогут им «укрепить мир и стабильность» в регионе. И вот теперь Хиллари Клинтон представился шанс наладить связи в республике Татарстан. Посмотрим, что из этого выйдет.