Секта игры в индусов
Владислав Гулевич

Секта игры в индусов

Среди иноверческих сект, заполонивших Россию, все заметнее становятся религиозные движения неоиндуитского толка, самое массовое из которых — Международное общество сознания Кришны (МОСК). Доказывая истинность своей религии, кришнаиты ссылаются на древность индийского эпоса «Махабхарата», составной частью которого является «Бхагават-Гита» — священная для индуистов книга. Ее снабдил обильными комментариями основатель МОСК Шрила Прабхупада, и складывается впечатление, что комментарии эти имеют для кришнаитов большее значение, чем сам священный текст, хотя отношение к Шриле Прабхупаде и его проповеднической деятельности неоднозначно даже в самой Индии. Кришнаиты утверждают, что Прабхупада — прямой преемник богословской традиции, восходящей к самому Кришне. Но индуизм — очень консервативная религия, и до середины ХХ столетия перейти в индуизм неиндийцу было невозможно. Первым массово пропагандировать приобщение западных людей к индуизму начал как раз Прабхупада, основав в США свое общество в 1966 году. Но тогда о какой духовной преемственности идет речь, если до Прабхупады, и, тем более, во времена пребывания Кришны на земле, неиндийцы индуистами стать не могли? Наверняка, зацикленность последователей МОСК на фигуре Прабхупады дает основания называть это движение сектой. Создается впечатление, что для МОСК поклонение Кришны началось с Прабхупады, как будто до него никого не было. В богословской полемике кришнаиты упоминают имена прочих индийских богословов и святых, но центральное место отведено именно Прабхупаде. МОСК — это своего рода личная религия Прабхупады, где поклоняются Кришне, и Прабхупаде. Кришнаиты утверждают, что кришнаизм — это не религия, а наука о взаимоотношениях с Богом. Такая наука как раз и называется религией. К тому же, в молельных комнатах кришнаитов установлены статуи Прабхупады, которым они кланяются. Ученый-химик, входя в кабинет, портрету Менделеева не кланяется, потому что химия — это наука. Вряд ли кришнаизм можно считать наукой, а не религией. «Не важно, кто вы — русский, американец, индус. Это все наносное. Главное — служить Господу», - говорят кришнаиты. И это верно, потому как национальность не стоит абсолютизировать и ставить выше Бога, что сродни идолопоклонничеству. Но ее не стоит и огульно отрицать, ибо она дарована нам Богом. Полное раскрытие заложенных в себе талантов каждый народ осуществляет с опорой на определенный национально-культурный базис. Хотим мы того или нет, мы все принадлежим к какому-то народу, и несем в мир его культуру, и на нее опираемся. Лиши нас этого, и мы «повиснем в воздухе». Тот же Прабхупада учил, что быть индусом ли, русским или немцем — не важно. Но сам он был 100%-ным индусом, ходил в национальной индийской одежде и был носителем не какой-то космополитической смеси культур и религий, а четко выраженной индийской культуры. Даже в словах «индуизм» и «Индия — общий корень «инд». Кришнаиты же призывают русских забыть о русскости, приводя в пример вышеуказанное изречение Прабхупады. Румынский индолог и философ Мирча Элиаде, изучавший в Индии под руководством известных индийских гуру философию, йогу и тантрические практики, автор множества работ на эту тему, видел в проникновении за покров индийской богословской мудрости возможность более полно выразить свое, румынское, о чем и говорил в своих интервью. Наши же русские кришнаиты ведут себя так, будто играют в индусов. Этакие духовные игры для взрослых: переодеваются в индийскую национальную одежду, искусственно испещряют свой язык индуизмами, предпочитая их русскому переводу. Создается впечатление, что они изо всех сил стараются расстаться со своей русской кожей, искусственно создав вместо нее индусскую. Отсюда же обычай брать себе индийские имена, указывая свое прежнее христианское имя в скобках, как вторичное. Взгляните на певчих в православной церкви. Их стиль одежды такой, какой общепринят в нашей среде, а православная певческая традиция не заставляет русского человека извлекать из горла искусственные и непривычные для него ритмы и звуки. В православии русский человек остается русским, а это значит, что православие гармонично сочетается с русской культурой и менталитетом, позволяя русским оставаться самими собой. Это доказывается более чем тысячелетней историей православия на Руси. В случае с кришнаизмом нетрадиционная певческая техника религиозных гимнов на санскрите и экзотические одеяния его адептов не позволяют разглядеть их культурно-национальный облик. В православии нам незачем рядиться в древнегреческие туники. В кришнаизме вас заставят (уговорят) во время богослужения расстаться с привычным одеянием. Другими словами, из вас попытаются вылепить индуса, потому как в общепринятой в России одежде кришнаитам очему-то не молится. Не молится, потому что кришнаизм привнесен в Россию искусственно сторонниками Прабхупады, и не нашел своего органичного места в системе традиционных для России верований. В понимании проповедников кришнаизма их вероисповедание и их понимание природы отношений Бога и человека посеет, в мире, спокойствие и благодать. Но у индуизма существуют серьезные противоречия с буддизмом. Индус для буддиста — еретик, как и буддист для индуса. Призывая возвратиться всех к Богу, то есть, к традиционным ценностям, кришнаиты не понимают, что то, что у них считается дорогой к Богу, для буддиста будет означать дорогу от Бога. Получаются взаимоисключающие вещи, примирить которые крайне сложно. Несмотря на это, кришнаиты упорно проникают в буддийские регионы России — Алтай, Бурятию и т.д. Наверное, чтобы убедить буддистов в их ереси. Вряд ли это принесет спокойствие и благодать. Кришнаиты упрекают христиан в мясоедении, т.е. в жестоком умерщвлении невинных животных. В Индии корова — священное животное, а не будущая колбаса. Определенную правоту за индуистами в этом можно признать. Каждый народ сам вырабатывает для себя нормы поведения. Есть религии вегетарианские, есть «мясные». Все зависит от традиции. Но на этой лестнице сострадания кришнаиты стоят далеко не на самой высокой ступени. В индуизме есть такое направление, как джайнизм. Его адепты прикрывают повязками рот, процеживают воду, чтобы, упаси Боже, не вдохнуть или не проглотить какую-нибудь мелкую мошку. Принцип «ахимсы» (не причинение вреда всему живому) возведен в джайнизме в абсолют. Адепты джайнизма подметают во время ходьбы дорожку у себя перед ногами веником, а ночью стараются не выходить на улицу, чтобы невзначай не раздавить какого-нибудь жука или муравья. Как видим, джайнизм еще более кришнаизма обеспокоен ненасилием в отношении живых существ, и может дать ему фору в этом отношении. Поэтому кодекс поведения в исполнении МОСК — далеко не истина в последней инстанции. Индийский богослов Мотилал Пандит указывал, что приобщаемые к индуизму европейцы ментально индианизируются (это об утверждениях кришнаитов о такой мелочи, как народная культура и национальное самосознание). Сам Мотилал Пандит из индуизма перешел в христианство, он увидел свет истинной веры там, где кришнаиты видеть его отказываются. При этом он выходец из потомственной семьи брахманов (духовенства). Культура и религии Индии — бесценный кладезь древней мудрости, очаровавшие не одну любознательную душу. Без Индии индуизма не бывает, как без Православия не бывает России. Пусть все остается на своих местах.