Демонстрация съела монстрацию
Алексей Сидоренко

Демонстрация съела монстрацию

Изэлектронных летописейбудущего:"11 мая, отбыв 10 суток административного ареста, на свободу вышелодин из отцов-основателей "Монстрации"начинающий новосибирский оппозиционный активист Артем Лоскутов"

Новосибирский художник Артем Лоскутов угодил в изолятор временного содержания в аккурат на 1 мая,после организованной им "Монстрации". Его признали виновным по ч. 3 ст. 20.2 и по ч. 1 ст. 19.3 КОАПП -организация несанкционированного массового мероприятия и невыполнение требований сотрудников полиции.

Благодаря его героической десятидневной отсидке, новосибирская "Монстрация-2015" теперь может быть названа "скандальной". И даже "острополитической". В региональном масштабе, естественно.

Но эти "достижения" не прошли для реномеАртема Лоскутова бесследно.10 дней в камере стали для него кипящим молоком из знаменитой сказки "Конек-Горбунок" другого уроженца НовосибирскаПетра Ершова. Решетчатая дверь закрылась за подающим надежды новосибирским художником, лауреатом государственного конкурса в области современного искусства"Инновация",а открылась, чтобы выпустить на волю мелкого провинциального оппозиционера. Лоскутов повторил сюжетную метаморфозу Ершова в обратном порядке: из доброго молодца превратился в Иванушку-дурочка.

Но самое главное в этой истории то, что произошло с самой "Монстрацией". Новосибирский абсурдистский феномен вызывал симпатию у огромного количества людей, независимо от их пристрастий, вкусов, политических взглядов и т.п. Теперь он мутировал вместе с самим Лоскутовым. Из милого Магвая акция трансформировалась в отвратительного Гремлина. Этот феномен блогерыуже активно обсуждаютна просторах российской ЖЖшечки.

"Монстрация" была мила российскому андерграунду, околохипстерской среде, молодежной аудитории в соцсетях, не говоря о философском и культурологическом сообществах. Рискну предположить, что любовь к "Монстрации" была, в частности, продиктована ее остроумным троллингом публичной политики как таковой. При этом Монстрация парадоксальным образом оставалась строго аполитичной. Не то что бы ее участники сознательно отказывались выразить свое отношение к субъектам дихотомии "власть / оппозиция". Им просто было откровенно и очень обаятельно наплевать на само существование этого разделения. Именно поэтому "Монстрация" вызывала искреннюю и бессильную улыбку, как у самого заскорузлого консерватора, так и у гиперрадикала не допускающего даже нотки иронии над общественными формами протеста. Ни одна из сторон политического противостояния не чувствовала симпатий или антипатий Монстрации к своему лагерю и отсюда рождалось ощущение искренности акции, чувствовалась ее принадлежность к сфере чистого искусства.

Но после "Монстрации-2015" мы можем лишь развести руками и выпить стопочку за упокой ее постмодернистской души. Лоскутов превратил Монстрацию в банальное политическое высказывание. Причем сугубо личное.

По классической логике оппозиционных активистов Лоскутов отказался проводить акцию в предложенном властями месте. Цель - спровоцировать правоохранительные органы на пресечение несанкционированной акции и задержание активистов. Если соблюсти это простое правило и без согласования выйти на акцию в центр города, то дальшевсе пойдет как по маслу: будут публикации в прессе, внимание политологов, обсуждение в оппозиционном коммьюнити, заметки о вторжении государства в сферу искусства и т.д.О том, что свои задержание и арест Лоскутов планировал и провоцировал сознательно, он откровенно заявит на суде, позжеэто подтвердити его мать. Что ж, в политическом плане несанкционированная "Монстрация" с арестованным лидером стоит гораздо дороже, чем "Монстрация" без арестов и проведенная в согласованном месте.

И все бы хорошо, успешная медийная акция, реакция общества, прессы, PR. Только одно "но". Это уже не искусство, это политика. Это уже не Монстрация, это рядовая... демонстрация. И скроена она с политической точки зрения так шаблонно, что все швы наружу: отказ от согласованного места, чтобы создать интригу "разгона", центральный лозунг "Господи прости!" - для того, чтобы спровоцировать аналогии с "Тангейзером", привоз шведской съемочной грцппы, чтобы показать "давление на современное искусство в России" западному зрителю, полное медийное сопровождение истории от "Тайга.инфо" для работы на российскую аудиторию. И, наконец, признание "узником совести" от Amnesty International и большое интервью "Дождю" по выходу из ИВС для того, чтобы явить российской и западной аудитории нового политического активиста.

Ну что ж, Артем, за политтехнологию - "3", а за искусство - "неуд". И Монстрацию жалко.

RIP


Источник