Шляхта поминает маньяка
Олег Горностаев

Шляхта поминает маньяка

На 2015 г. приходится 269-летие лидера польского восстания 1794 г. Тадеуша Костюшко. В Белоруссии, на месте его рождения, местные польские и пропольские организации провели памятные мероприятия и объявили о проведении в текущем году Всебелорусского конкурса декламаторов стихотворений Марии Конопницкой, посвященных Костюшко.

Конопницкая была поэтессой патриотического жанра. Свои стихи посвящала Польше и польскому народу. Часть ее работ адресована детям и юношеству. Некоторые из них посвящены Костюшко.

Для поляков Костюшко славен тем, что, мечтая возродить Польшу «от моря до моря», поднял восстание 1794 года. По его замыслу, Речь Посполитая — это не только Польша, но и Литва, Малороссия и Белоруссия. Эти народы должны сплотиться под водительством Польши для борьбы с Россией.

Восстание 1794 г. для поляков — предмет восхищения. Все его участники — безгрешные патриоты, идейные люди, отданные всем сердцем Польше и ее народу. Даже такое жуткое событие, как Варшавская заутреня, один из этапов восстания Костюшко, считается проявлением патриотизма и всячески превозносится.

В польской истории восстания 1794 года Варшавская заутреня получила название «Инсурекция варшавска», т.е. «Варшавское восстание» или «Варшавское выступление». Это был один из этапов восстания, поднятого Костюшко.

В Чистый четверг 17 апреля 1794 года русское население Варшавы, не подозревая о намерениях заискивающей шляхты напасть на них, преспокойно гуляло по городу, молилось в церквях, находилось в своих домах в предпраздничном настроении.

Во время пасхального богослужения поляки атаковали русских, убивая их прямо у алтаря. Началась жуткая резня. Русские, застигнутые врасплох, сопротивления оказать не успевали, либо сопротивлялись спорадически, наспех.

Мятежники резали всех — и мужчин, и женщин. Кровь текла рекой. О том, что творилось на улицах Варшавы в ту апрельскую ночь, можно прочитать в воспоминаниях российских военачальников, бывших на месте событий.

Количество убиенных русских превысило 2 тыс., несколько сотен были пленены. Толпа разделалась с 83 пленными, когда те предприняли попытку к бегству. Несколько дней мятежники бегали по улицам, выискивая уцелевших «москалей», зачастую, безоружных, и предавали их ужасной смерти.

А потом было взятие Праги (пригород Варшавы) Суворовым, разгром польского войска и плен многих из зачинщиков восстания. Был пленен Ян Килинский. Позже он был заключен в тюрьму, а по освобождению получал пенсию от российского императора. Шляхетский гонорок не мешал Килинскому жить на деньги «москалей».

Попал в плен и Костюшко. Позже он был освобожден, получил от  императора Павла «подъемные». Деньги взял, но пойти к нему на службу отказался.

Вот таков был облик Костюшко. Сейчас официальный Минск, испытывая недостаток в ярких исторических личностях в национал-белорусском пантеоне героев, записывает Костюшко в белорусы. Мол, это белорусский герой.

Соответственно, прощает ему русофобию и резню русского населения Варшавы. Получается такой себе герой Белоруссии, тысячами резавший русских, в том числе женщин. А в те годы, напомню, русскими считались и белорусы. Ведь революции 1917 года еще не было, как и марксистского подхода к национальному вопросу в Российской Империи, согласно которому русских разделили на три осколка (русские, украинцы, белорусы), тем самым, ослабив их.

Среди зарезанных и забитых насмерть варшавских русских было множество солдат-выходцев из Белоруссии и Малороссии. Их кровь на руках Костюшко.

Наполеон называл его «героем севера». «Корсиканское чудовище» — это фюрер XIX века, такой себе французский Гитлер, уничтожавший русских, немцев, испанцев, гаитян. Но похвала от этого убийцы народов в адрес Костюшко польских патриотов не смущает. Как и их белорусских подпевал в окружении Лукашенко.