Воры украинской истории
Александр Дмитриевский

Воры украинской истории

Кощунственная речь, произнесённая украинским премьер-министром Арсением Яценюком в Берлине, стала финальным аккордом горькой драмы о том, как у украинского народа украли победу и зачислили его в разряд побеждённых. Причём, похитили не то, что произошло в ночь на 9 мая 1945 года в Карлсхорсте под Берлином и даже не память об этом событии. Отняли само философское понимание этого слова, обозначаемое формулой: «успех в борьбе, осуществление, достижение цели в результате преодоления чего-либо, когда требуется взять верх над бедой и превозмочь выпавшие трудности». Несколько лет назад мне довелось праздновать 9 Мая в двух соседних приграничных городах — российском и украинском. Поразил контраст в отношении к происходящему по разные стороны границы, хотя жителей этих городов между собой разделяла какая-то несчастная дюжина километров! В российском городе на улицах встретилось множество празднично одетых молодых людей с цветами в руках. Кто шёл на торжественный митинг, кто - в храм помолиться за завоевавших ценой невероятных жертв и лишений для всех нас десятилетия мирного неба над головой: все они шли воздать честь героям по зову собственного сердца. Отрадно было постоянно слышать из уст молодёжи, не знавшей что такое война, слова: «Моя Победа...», «Наша Победа...» В этом отражалась не только преемственность поколений, хранящих память о героизме дедов и прадедов, но и восприятие победы как чего-либо более значимого, чем просто победа оружия в войне. Восприятие 9 мая 1945 года как крупнейшего, но не единственного бриллианта в короне русских побед, и не в отрыве от самой короны, а в гармоничном единстве с ней — и есть главный фактор сохранения духа народа-победителя. Тем более что великих свершений в отечественной истории было немало, и каждое из них — победа, причём не обязательно ратная. По другую сторону границы, в украинском городе, через который тоже прокатилась огненная лавина войны, картина оказалась удручающей: речи важных ораторов на митинге отдавали казённостью, а старшеклассники, присутствие которых оказалось добровольно-принудительным, с нетерпением дожидались окончания мероприятия. По лицам молодых людей было видно, что это — не их праздник, а моя просьба назвать хотя бы одну победу из многовековой истории украинского народа, повергла юношей и девушек в состояние, близкое к "ступорозному". Из великих украинцев они смогли навскидку вспомнить разве что Тараса Шевченко, но не за его творчество, а потому, что тот перенёс множество выпавших на его долю несправедливостей и мучений. То есть, из сознания молодых украинцев за четверть века сумели изъять причастность к великим победам, а историю их страны преподносят как цепочку горьких поражений и страданий неизвестно во имя чего. В этом плане очень показательно кликушество бывшего профессора Донецкого национального университета и гендерной писательницы Елены Стяжкиной, которая на одной из грантоедских конференций заявила: «Наши деды воевали» – это чудовищный тезис…» После чего призвала изъять из языка термин «Великая Победа»: украинскому народу не пристало быть победителем — это народ-страдалец и никаких гвоздей! Самое отвратительное в том, что у родившихся в период независимости Украины хозяева страны целенаправленно формируют то, что в философии и психологии подпадает под определение термина «рессентимент» - реактивное чувство враждебности к тому, против чего человек бессилен, тягостное сознание тщетности попыток повысить свой статус в жизни или в обществе. Вот что об этом пишет немецкий философ Макс Шелер: «Рессентимент — самоотравление души, имеющее вполне определённые причины и следствия. Оно представляет собой долговременную психическую установку, которая возникает вследствие систематического запрета на выражение известных душевных движений и аффектов, самих по себе нормальных и относящихся к основному содержанию человеческой натуры... в первую очередь имеются в виду такие душевные движения и аффекты, как жажда и импульс мести, ненависть, злоба, зависть, враждебность, коварство. Важнейший исходный пункт в образовании рессентимента — импульс мести». Главная особенность этого явления заключается в том, что оно не может прямо выразить себя, старательно вытесняется из сознания, переносится со своего объекта на других. Носитель этого чувства превращается их хозяина своей судьбы в послушный инструмент в руках других, что чаще всего имеет четыре проявления: приверженности человека маргинальным учениям, его экстремистской деятельности, участии в гражданском противостоянии и переходе на сторону противника. Начнём с последнего: это частый мотив того, что юриспруденция квалифицирует как государственную измену. При этом, предателем, в полном смысле этого слова, такого человека назвать сложно: изменяют «своим», в то время как носитель рессентимента в своём собственном сознании, а зачастую — и в глазах окружающих, как минимум, «не совсем свой», а иногда и, вообще, «чужой среди своих». Поэтому, для него не существует этических преград, способных удержать от перехода на «другую сторону баррикад», более того, такой поступок может расцениваться им как своего рода доблесть отмщения тем, кто причинил ему страдания. Наглядный пример — коллаборационизм в годы Великой Отечественной войны: не секрет, что большинство сотрудничавших с оккупантами, в той или иной мере держали зло на советскую власть. Человек, движимый рессентиментом, — идеальный доносчик: 90% доносов самого разного уровня, начиная от элементарного бытового ябедничества, и заканчивая «словом и делом государевым», делается исключительно из соображений личной мести. Ещё это — идеальный солдат для гражданской войны: всевозможные великие и не очень «чистки» для подобного рода «мстителей» — настоящее «золотое дно», поэтому они легко становятся электоральной базой экстремистски настроенных политиков. Именно рессентимент в 1933 году привёл к власти Гитлера в Германии, население которой было унижено Версальским миром, именно он собрал тысячи оболваненных украинцев на «евромайдан» со всей последующей революционной «свистопляской» 2014 года. Воспитанный на горечи поражений и жажде отмщения неспособен быть созидателем. Как не способен был герой поэмы «Калевала» богатырь-всеразрушитель Куллерво: рождённый кровной враждой и встав на путь мести, он не мог остановиться пока не уничтожил и врагов, и своих, и самого себя. Именно огромное созидательное начало позволило советским людям победить в Великой Отечественной войне. Поэтому те, кто объявляют 9 Мая «днём траура и скорби», фактически ставят большой и жирный крест на будущем Украины: история не раз доказывала, что разрушителю уготовано место только в стане побеждённых. И если Украина отказывается от наших общих побед, то пусть вспомнит знаменитое изречение «Vae victis esse!» — «Горе быть побеждённым!»