С "Боинга" на "Илы" и "Ту"
Константин Фёдоров

С "Боинга" на "Илы" и "Ту"

На фоне развала отечественной авиапромышленности и продолжающегося импорта «Боингов» и «Эрбасов» отчётливо бросается в глаза тот немаловажный факт, что наши «народные избранники» летают в основном на российских самолётах. Доколе будет продолжаться подобная несправедливость? Пока мы, простые смертные, летаем на залежалом и полугнилом импорте, чиновничество ДО СИХ ПОР предпочитает пользоваться самолётами российского (советского) производства, которые продолжают ИСПРАВНО ЛЕТАТЬ. Можно много говорить о том, как наши министры, так называемые «слуги народа», открыли рынки сбыта западным компаниям, уничтожая тем самым отечественную авиацию. Однако при этом также необходимо показать в данной статье, на чём летают первые лица государства. Существующий ныне Специальный Лётный Отряд «Россия» (далее СЛО) был создан в 2009 году для обслуживания первых лиц государства и, по сути, представляет собой ОСОБЫЙ ПРИВИЛЕГИРОВАННЫЙ авиапарк, который НЕПРЕРЫВНО И ОПЕРАТИВНО ОБНОВЛЯЕТСЯ. По состоянию на декабрь 2014 года, в составе СЛО «Россия» имеются самолёты следующих типов: Ту-154М — две машины; Ил-96-300 — четыре; Ил-96-300ПУ/Ил-96-300ПУ(М1) – четыре; Ту-214 различных модификаций — одиннадцать машин; Ту-204-300 — два; Ту-134 — пять; Як-40 — три; Ан-148-100Е — три. Кроме того, в составе правительственного авиаотряда насчитываются 15 вертолётов Ми-8/Ми-17. И при этом в правительственном авиапарке имеется всего лишь по два французских самолёта «Аэробус» А-319 и «Фалькон-7Х»! Как видно, нетрудно понять, почему высокопоставленные лица предпочитают летать даже на таких ПРОСЛАВЛЕННЫХ СОВЕТСКИХ ВЕТЕРАНАХ, как Ту-134, НЕ ГОВОРЯ УЖЕ О ЛЕГЕНДЕ АВИАПРОМА — Ту-154М! Немаловажным фактом является и то, что ВСЕ правительственные самолёты и вертолёты имеют РОССИЙСКИЕ регистрационные номера. И это притом что обычные «забугорные» машины зарегистрированы либо на Бермудских островах, либо в Ирландии. И при этом российские техники даже не имеют права подниматься на борт иностранных, в том числе офшорных, самолётов для проверки их технического состояния, ознакомления с лётными документами! Это говорит о многом. Ведь когда происходит лётное происшествие, дело не только в самолёте. Очень многое зависит и от регулирования отрасли. Офшорный самолёт находится в лизинге у российской компании. В случае трагедии с ним страховку получает иностранная компания. А все издержки по компенсациям семьям погибших и материального ущерба несёт российская сторона. А тут на поверхность вышла ещё более неприглядная правда. Ещё в 1992 году Воронежский авиазавод построил три самолёта — два для Бориса Ельцина и один для тогдашнего премьер-министра Виктора Черномырдина. Первый президентский Ил-96-300ПУ был построен достаточно быстро, а вот создание второго надолго затормозилось. В итоге, в 1995 году решили изготовить внутреннюю отделку в Швейцарии — лидере обустройства самолётных интерьеров для первых лиц различных государств. Об этом лайнере, построенном для Б. Ельцина в 1996 году на Воронежском авиазаводе, в своё время говорили как о техническом чуде. Салон после модернизации стал двухэтажным — с двумя спальнями, душевыми, залом для совещаний, комнатой отдыха и даже с кабинетом для реанимации. Самолёт красили в Голландии, а салон отделывали в Швейцарии по эскизам сына художника Ильи Глазунова. При этом убранство салона президентского «Ила» оценивается в сумму 35-40 млн долларов. А общая стоимость правительственного Ил-96-300ПУ, который считается самым дорогим из отечественных авиалайнеров, доходит до 400 млн долларов.(!) В 2000-х годах было заказано несколько Ил-96-300ПУ (М1), оснащённых новейшими системами спецсвязи, телекоммуникации и навигации. Их интерьеры оформлены как рабочие кабинеты; также лайнеры оснащены современными компьютерами с необходимым для работы банком данных. Президентский Ил-96-300ПУ стоит около 400 млн долларов, только отделка салона ореховым шпоном обошлась в 18 млн долларов. С учётом расходов на телохранителей и других сопутствующих трат расходы на один день президентского международного турне составляют около 1,2 млн долларов. Учитывая большое количество звонков высокопоставленных лиц домой по мобильному телефону и затраты на обслуживание дорогого самолёта – всё это обходится государству в 12 млн долларов в год. При этом отделка второго правительственного «Ила» гораздо богаче. В первом Ил-96ПУ был один бар, во втором — три. Рабочий кабинет президента, правда, небольшой, около девяти квадратных метров. Зато сантехника обошлась в копеечку — санузел, например, почти в 75 тыс. долларов. А вся деревянная отделка внутри – отечественная. Пока простые россияне с опаской садятся на изношенные «Боинги» и «Эрбасы», пока отечественные лайнеры идут «на хранение» (точнее — на металлолом), правительство, не скупясь, финансирует СЛО «Россия» для себя, «народных избранников»... P.S. Но не только министры балуют себя «летающими дворцами». Так, Боинг-767-300 Романа Абрамовича оценивается в сумму до 1 млрд долларов. Салон самолёта отделан красным и ореховым деревом, украшен золотом, оборудован всеми необходимыми системами безопасности и связи. Работы над переделкой салона также велись в Швейцарии. Такие вот дела…