"Незалежность" в раскоряку
Отдел информации

"Незалежность" в раскоряку

Тема европейской интеграции Украины для России, безусловно, очень болезненна. Поэтому интерес к ней совершенно понятен и оправдан. Мы еще не забыли заверений, которые были даны Горбачеву о нераспространении структур НАТО на Восток после ухода советских войск из Восточной Европы. Теперь мы обсуждаем проблему ЕвроПРО с элементами базирования в Румынии и Польше. Вполне логично опасаться последствий евроинтеграции Украины, после которой военная машина НАТО подойдет фактически на дальность прямого выстрела по российским городам. И то, что Украина формально не станет членом Евросоюза и тем более НАТО, не слишком убеждает – Россия уже воевала с НАТО в Южной Осетии, хотя бы и весьма опосредованно. Притом что Грузия – не член ЕС и не член НАТО. В общем, тема не имеет никакого "великодержавного" или "имперского" наполнения, как бы это ни пытались представить сторонники евроинтеграции Украины – вопрос безопасности страны слишком очевиден. То, что экономически присоединение Украины к партнерству превращает ее в колонию, не сказал только ленивый. Требования ЕС однозначны – перевод нормативных документов Украины и её технических стандартов на европейские за украинский же счет закрывает для оставшейся промышленности страны российский рынок. Просто потому, что украинское машиностроение работает по другим регламентам – сопряженным с российскими. При этом украинской продукции на европейский рынок путь будет закрыт – что автоматически банкротит украинские предприятия восточнее Днепра. И южнее Киева. Украинское зерно, подсолнечник и рапс, конечно, будут востребованы в Европе – но только в рамках квот, которые установит Евросоюз. А документы, которые Янукович должен был подписать в Вильнюсе, однозначны – решения по квотам будет принимать Брюссель. Директивно, а никак не в ходе переговоров с Киевом. Украина уже сегодня присоединена к европейской Энергохартии, которая запрещает владельцу "трубы" быть продавцом газа. Поэтому Украина не может создать с Россией консорциум, управляющий украинской же ГТС и получить инвестиции на ее развитие. Такой консорциум сделает ее именно продавцом – что запрещено. А это ставит украинской ГТС дедлайн лет в 5-7, после чего обветшавшая система перестанет функционировать, и Украина потеряет и статус транзитера, и возможность вообще получать газ из России. В том числе поэтому Россия была вынуждена строить Северный и Южный потоки – вкладывать в украинскую ГТС она не может, и в момент кончины укроГТС она теряет большую часть европейского рынка, освобождая его для других продавцов. Норд- и Зюйдстримы – во многом вынужденные проекты, затратные и не слишком оправданные – но логика решений об их строительстве понятна. Печальный опыт даже такой точечной евроинтеграции-лайт вполне показателен – Украина теряет от присоединения к Евроэнергохартии от 4 до 5 млрд. евро в год плюс имеет бесконечный конфликт с Россией по тарифам. Само соглашение, которое должен был подписать Янукович, разбирать можно долго, но теперь, похоже, бессмысленно. Оно не подписано и, скорее всего, подписано не будет. Экономическая целесообразность его для Украины отрицательна. Открыть свой рынок для европейских товаров без паритетного потока украинских в Европу – загнать сальдо платежного баланса в область запредельных отрицательных значений. При том, что внешний долг Украины уже превышает суммарный советский долг к моменту крушения СССР и составляет 3/4 ВВП, соглашение об интеграции – это крах окончательный. Янукович отказался стать могильщиком Украины – хотя это не исключает того, что на его месте может оказаться другой. Собственно, Майдан уже выдвинул требование его отставки. Требование бесперспективное – объявлять импичмент по украинскому законодательству – занятие не для слабонервных, а сроки проведения таковы, что проще дождаться 15-го года и новых выборов. "Оранжевые", конечно, помнят, что им удалось дважды изгнать Януковича из власти, но тогда они находились в гораздо лучших условиях, поэтому сейчас они могут рассчитывать лишь на сирийский сценарий, к которому они, похоже, не готовы. Нет ресурсов, людей, да и Евросоюз оказался захваченным врасплох внезапной ломкой всех планов буквально за две недели до казалось бы решенного подписания соглашения. Это не исключает эскалации в ближайшие дни, но опасения первых дней Майдана-13, похоже, не оправдываются – буйных все-таки мало, а с вожаками совсем беда. Предложение Януковича и России сесть и расписать Украину "на троих" с Евросоюзом последний, конечно же, отвергает. Делить Украину с Россией ЕС не готов – еще две недели назад он рассчитывал получить всё, а теперь ему предлагают делиться. Проще подвесить ситуацию и дожать партнера, хотя как это сделать – пока неясно. Успокоительные заверения Януковича, что он остается приверженцем интеграции и в ближайшее время, вот-вот... – можно отложить в сторону. Не подписал сейчас – не подпишет и далее. Европа не станет отказываться от кабальных условий просто потому, что в ином статусе Украина ей не нужна. Делает ли все это Януковича пророссийским политиком? Конечно, нет. Там таких нет. Евроинтеграция носит сугубо статусный характер. Ее единственное реальное назначение - позволить украинской элите, которая имеет столь же сомнительную легитимность, как и российская, "отмыть" свое происхождение, как отмывают грязные деньги. Три четверти россиян, согласно последним опросам, считают приватизацию 90-х годов грабительской и нелегитимной. Не знаю, как в Украине, – но вряд ли их опросы отличаются сильно от наших. Это означает только одно – украинская элита, как и российская, выглядит в глазах собственного населения банальным ворьем, незаконно и несправедливо захватившим собственность, власть и сегодняшнее положение. Естественно, это беспокоит и заставляет задумываться о легализации статуса. Вхождение в евроэлиту – ход в верном направлении. Это будет означать, что европейцы, пусть и морща носы, но признают легитимный статус нынешней украинской элиты "ас ис" и гарантируют ей его сохранение. Безопасность, проще говоря. За это нужно заплатить – цена вопроса уже озвучена. Вот Янукович и не готов платить такую цену. То есть, платить он готов, но столько – нет. Тем более что платить предлагается как раз его клану. Его противники готовы даже на такие условия. Как раз потому, что платить за них в основном будут восточные кланы. Собственно, вот и все различие. Где здесь украинский народ – вопрос риторический. Нигде. Евроинтеграция – это процесс, выгодный лишь украинской элите и более никому. Почему Россия не может предложить украинской элите приемлемые условия притом что экономически Таможенный союз способен дать Украине в ближайшие 10 лет около 200-250 млрд евро "плюсом" к нынешним доходам? Потому, что российская элита точно так же нелегитимна. И перед ней стоит тот же самый вопрос сохранения своего статуса. Когда Россия присоединяла Грузию, одной из очень весомых уступок, которая и решила вопрос в пользу присоединения, стало решение об уравнивании статуса грузинского и русского дворянства. Это привело к тому, что дворянское сословие Российской империи после присоединения Грузии увеличилось сразу вдвое – так сложилось, что в каждой сакле Грузии жил либо сиятельный князь, либо на худой конец, благородный дворянин. Но проблема была решена. Россия получила буферную территорию, защищающую ее от османских нашествий и английского влияния на Кавказе, грузины – безопасность и все возможности, которые предоставляла империя дворянскому сословию. Украинская элита хочет того же – просто не хочет за это платить такие деньги. Поэтому с евроинтеграцией и случился ступор. России же предложить украинским ворам нечего. У воров свои ценности и понятия, отличные от ценностей и понятий обычных людей. Потому и получилась такая вот раскоряка. И такой тупик. По материалам Журнала Валерия Амирова На фото - Статуя "Siren"Кейт Мосс весом в 50 кг из чистого золота. Часть выставки "Statuephilia" в Британском музее в Лондоне. Работа художника Marc Quinn Читайте нас в Фейсбуке, ВКонтакте и в Твиттере