Мир Путина на Востоке
Мария Соловьева

Мир Путина на Востоке

Новый срок Владимира Путина ознаменовался некоторыми изменениями в стилистике внешней политики. После очевидной игры Дмитрия Медведева в «перезагрузку» с Обамой, и даже некоторых разночтений Медведева с Путиным ливийского конфликта очень интересно наблюдать за нашим старым новым президентом.

То, что Путин отказался приехать на саммит G8 в США, что стало дипломатическим поражением администрации Обамы, которая приложила много усилий для организации этой встречи, показывает новые направления российской международной политики. Именно Владимир Путин долгие годы пытался беседовать с вашингтонскими политиками о необходимости учитывать многополярность мира при принятии своих решений. Однако от разговоров проку было чуть, о своем тотальном разочаровании в попытках строить диалог с США Путин рассказал миру на Мюнхенской конференции. После чего стал одним из нелюбимых лидеров в этой стране.

После белоленточной вакханалии минувшим политическим сезоном Владимир Путин, похоже, решил больше обращать внимания на выстраивание отношение с другими странами. В частности, взор его обратился на Восток. Саммит АТЭС, прошедший во Владивостоке, принес много позитива и надежды на открытие новых горизонтов в этой части света. Несмотря на то, что региональных проблем, в целом, немало, и одна из них, - конфликт между Китаем и Японией из-за островов, - сейчас активно тлеет, перспектив роста и развития в Азиатско-Тихоокеанском регионе действительно много. И, что самое приятное, многие политические лидеры АТР настроены крайне позитивно в вопросе углубления отношений.

Это связано, прежде всего, с кризисными ситуациями в Евросоюзе и США.  Пока эти два рынка не придут в норму, могут пройти годы, а резервов у стран региона не так много, чтобы безмятежно ожидать, когда же кризис минет две самые сильные экономики мира.

Кроме того, после выхода из кризиса ситуация в мировом разделении труда может сильно измениться, а для перестройки и переоснащения производств у развивающихся стран может не хватить денег. Тогда придется брать кредиты у МВФ, ЕБРР и прочих аффилированных с правительствами США и ЕС структур, а значит – вновь лезть в финансовый пузырь, уже единожды приведший мир на грань краха.

Нельзя отрицать и тот факт, что лидеры АТР настроены на рост собственного политического влияния в мире. То, что вопрос по Сирии в Совбезе ООН блокировали именно Китай и Россия, говорит о многом. Например, о том, что США стоит быть осторожней в своих пацифистских амбициях по насаждению мира и демократии на планете. Потому что самые большие государства планеты, вообще-то, против.

Понятно, что такое положение дел не устраивает Америку, которая пытается устранить ООН как препятствие в осуществлении своей политики. И, наверное, пришло время и Москве осознать, что ООН отживает свой век. По-видимому, эти попытки Путина создать газовый союз, Евразийский союз, Таможенный союз, есть не что иное, как способ обезопасить страну в мире, где политические реалии 20 века вот-вот отомрут. Поиск союзников, заключение сделок, подписание договоров – все это необходимо России, если мы хотим выбраться из унизительного энергетического рабства, которое рано или поздно закончится какой-нибудь «цветной весной», после чего страну разделят на части и назначат внешних управляющих.

Так что инициативы Владимира Путина на Дальнем Востоке взяты не с потолка и не возникли из-за желания возвыситься над «прозападным» Дмитрием Медведевым, они продиктованы другим, - тем опытом, которого, увы, так не хватало Медведеву в минувшие 4 года. Опытом многолетних бессмысленных попыток наладить диалог, пойти навстречу, сделать первый шаг, и понимания, что, сколько ни дай – всегда будет мало. А значит, надо перестать уступать там, где это возможно, и начать играть от своих интересов.

Интересно, у него получится?